Актуально Банкирам и шофёрам грозят массовые увольнения?

27 декабря 2018, 12:26

В Минтруде считают, что в новом году работникам финансовой сферы угрожают серьёзные сокращения. Об этом говорится в исследовании ведомства, с которым ознакомились "Известия". Отмечается, что аналитическая записка Минтруда была отправлена в трёхстороннюю межправительственную комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений. В документе ведомства содержится прогноз по увольнениям с 12 декабря 2018 г. по 16 марта 2019 г. Записка была составлена на основе опроса 46 тысяч организаций, в которых работают 12 млн человек. Больше всего людей под риском увольнения – 30,5 тысячи человек – в финансовой и банковской сферах. В транспортной сфере, она на втором месте, потерять работу могут 27 тысяч человек. На третьем месте по риску лишиться работы – сотрудники предприятий производства электрооборудования и вычислительно-измерительной техники, где могут уволить почти 17 тысяч. Также риски увольнений высоки в сферах добычи энергетических ископаемых, производства и передачи электроэнергии и другого топлива, производства машин и оборудования, производства стройматериалов и в автомобилестроении. С учётом всех других отраслей в этот период работы могут лишиться до 230 тысяч сотрудников, пришли к выводу эксперты Минтруда.

Точка зрения проректора Академии труда и социальных отношений доктора экономических наук, профессора РАНХиГС Александра Львовича Сафонова.

Как можно оценить эти данные Минтруда?

А. Сафонов: Они, скорее всего, не соответствует действительности. Потому что, во-первых, у нас, как показывает официальная статистика, которая пользуется данными не опросов, а реального счёта, в течение года сокращается приблизительно всего лишь 100 тысяч рабочих мест. И, в основном, сокращения затрагивают такие традиционные отрасли, как сельской хозяйство, промышленные сектора. И всё это связано с внедрением более прогрессивных технологий. Поэтому уже то, что в этом прогрузе нет сельского хозяйства, говорит о том, что эти предположения не соответствуют реальной ситуации.

Более того, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что зачистка финансового сектора (сюда относятся, кроме банков, также страховые компании) уже произошла. Действительно, большое количество людей, занятых продолжительный период времени в этих секторах, ушло. Сейчас происходит процесс централизации, и Центральный Банк уже не отзывает такое же количество лицензий на финансовом рынке, поэтому 35 тысяч сотрудников, которые потеряют работу, для этого сектора слишком много.

Ну и уж совсем странно звучит период именно первого квартала. Почему именно первый квартал? Более того, если озвученные цифры перевести на годовое исчисление, то, соответственно, всего по стране должны быть сокращены почти 1 млн человек.

Вполне возможно, что учитываются какие-то и внешние факторы?

А. Сафонов: Нет.

Если какие-то сокращения происходят, а они так или иначе все равно будут происходить, потому что четверть российских работодателей намерены уволить своих сотрудников в 2019 году, все эти люди по всей стране пойдут на биржи труда в службу занятости, которая давным-давно требует реформы. Как с этой точки зрения можно прокомментировать необходимость реформирования этого ключевого для всех безработных людей органа?

А. Сафонов: Эта тема достаточно актуальная. Служба занятости в своём развитии замерла на достаточно длительный период времени. Служба занятости в России создавалась в начале 90-х годов совершенно при других условиях, возможностях и технологиях. В России, к сожалению, процент обращений в службу занятости из числа безработных очень низкий. Где-то порядка 23-25 процентов. При этом значительная часть из них никакого вспомоществования, кроме низких пособий, не получает.

Чем надо заниматься в первую очередь? Конечно, можно ограничиться тем, что сейчас Минтруд придумал: заняться капитальным ремонтом и повышением производительности труда самих работников службы занятости. Но в первую очередь надо изменять клиентоориентированность этой службы.

О чём идёт речь? Ведь когда человек приходит как безработный в службу занятости, он по жизни сталкивается с массой проблем. Он сразу же теряет доход, возникает проблема бедности, возникает проблема, связанная с необходимостью получить новую профессию, психологически привыкать к тому, что нужно строить новую карьеру. Этот функционал касается разных специалистов. А к ним подходят как на конвейере. Человек пришёл, зарегистрировался и потом ходит и ищет какую-то вакансию. Повезло – устроился. Не повезло – его списали из числа безработных. Тем более что служба занятости имеет огромные возможности по сокращению числа безработных либо по непостановке на учёт всех обратившихся. В том числе это касается и качества профессионального обучения. На сегодняшний день формируются группы по интересам. Причём совершенно не учитывается, что у каждого человека может быть совершенно разное восприятие, чему он хочет, а самое главное может обучиться. Но через конкурсы какие-то компании выигрывают. Понятно, по цене маленькой. Поэтому качество образования очень слабое и т.п.

А вот функционал, который связан с обслуживанием обратившихся в службу занятости, просто катастрофически большой. Естественно, нужно:

1. Прекратить практику бессмысленного хождения в службу занятости (в ФНС уже многие не ходят), нужна система удалённого доступа к взаимодействию как с работником, так и с работодателем.

2. Надо менять подходы, связанные с профессиональным обучением, человек сам достаточно умный, дайте ему рекомендации, выдайте сертификат, который вы потом оплатите по завершению им учебного заведения, и пускай он идёт туда, где ему действительно реально дадут те навыки, которые позволят ему трудоустроиться.

3. Самое главное – должно быть понимание, что человек – это комплекс проблем. С этим человеком надо работать профессиональным кризис-менеджерам, чтобы они пытались решать его проблемы. То есть, взяли за ручку, в конце концов, службы занятости находятся в подчинении субъектов РФ, и повели человека в местное министерство образования, повели в министерство, связанное с воспитанием детей, и т.д.

Для этого должна быть очень глубокая заинтересованность в каждом приходящем безработном. А мне сегодня российская биржа труда всё больше и больше напоминает нашу "Почту России". Сколько не реформируй, а письма в соседний город идут все равно три недели…

­Банкирам и шофёрам грозят массовые увольнения?

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация