Специально для "Радио России" Жизнь моногородов в России сегодня
На протяжении десятилетий монопрофильные города были основой российской экономики. В последнее время предприятия в таких городах не выдерживают конкуренции на рынке и становятся банкротами, а городская структура и вся жизнь в городе начинает разлаживаться.
В этом выпуске говорим с экспертом Юрием Васильевичем Крупновым – председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития – о том, как можно исправить ситуацию, чтобы моногорода получили новый виток развития.
Ю. Крупнов: Есть положительная тенденция – государство обратило внимание на моногорода. С 2009 года создаются списки моногородов, создан специальный фонд, который выделяет деньги в бюджет этих городов. Но моё глубокое убеждение, что все эти траты происходят впустую, так как пока нет механизма массовой реиндустриализации. Я считаю, что единственный эффективный выход из сложившейся ситуации – это поставить новое предприятие на место предприятия-банкрота и обеспечить население новыми рабочими местами.
О том, чем живут сейчас и где работают люди в моногороде Каменка (Ивановская область) – моногороде с наиболее сложным социально-экономическим положением – репортаж корреспондента Ольги Кузьминой.
Репортаж Ольги Кузьминой из Каменки Ивановской области
Ю. Крупнов: За последние десятилетия надо признать, что мы свой текстильный рынок отдали конкурентам – Турции и Китаю. Более или менее дешевый поставщик хлопка – это Узбекистан. Узбекистан, кстати, успешно реализует свою программу развития и практически прекратил ввоз хлопкового волокна. В их страну ввозят только пряжу. К 2020 году Узбекистан планирует ничего не вывозить из страны, кроме уже готовых тканей, в том числе крашеных.
В Ивановской области производится 80-85% всего российского текстиля. Было такое время в истории нашей страны, когда из 6 млрд кв метров ткани 600 млн составлял лён. Сегодня льна практически нет. Приятно, что сейчас в Иваново было принято решение потихоньку переориентироваться на лен в качестве импортозамещения хлопкового волокна. Советский Союз был мировым монополистом по льну, задавал цены и выводил новые сорта. Теперь мы вынуждены покупать те же семена в Бельгии и Франции, которые туда пришли из СССР.
Текстильной промышленности нужен весь цикл по льну – от генетически-семенного материала до получения биокомпозитов и т.д. Но даже при благоприятных обстоятельствах развития выращивания льна – деньги в регион реально начнут приходить через 7-15 лет.
Если мы не спроектируем новую национальную индустрию – все доходы будут уходить в сторону Китая и Турции. Но этим заниматься тяжело – проще ставить арт-объекты в моногородах.
Например, Ковров сейчас находится в очень не хорошем состоянии. Ковров – это "промышленный локомотив" всей Владимирской области. Сейчас там есть только "оборонка", за счет чего как-то поддерживается там жизнь.
Есть положительные примеры моногородов – Набережные Челны. Но там "КАМАЗ" правильно поддерживается. Есть Елабуга… Но их масштабы не сравнимы с Каменкой и иже с ней…
Ведущие – Алла Волохина и Александр Хабургаев
Полностью программу слушайте в записи эфира!