Авторские материалы Интеллектуальная система слежения за дорогой: кому это выгодно?

10 января 2019, 16:22

Персоны

Еще не беспилотники, но близко к этому. В России изобретены устройства контроля и слежения за дорожной обстановкой. Их планируется устанавливать в новые автомобили и размещать вдоль оживленных трасс. Особенность технологии – все модули связываются между собой, то есть водители смогут заранее видеть различные препятствия, будь то встречная машина в тумане или выбежавший на полосу пешеход. По мнению некоторых экспертов, эта система усилит контроль за водителями, и малейшее нарушение правил будет зафиксировано и передано в ГИБДД. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Один блок монтируется на дороге, другой – стоит в машине. Плюс – компонент "ЭРА-ГЛОНАСС". Так вкратце выглядит схема интеллектуальной транспортной системы, предлагаемой российскими специалистами по информационным технологиям. Как она будет действовать и что даст водителю, нам рассказал технический директор компании-разработчика Антон Красилов.

КРАСИЛОВ: От устройств, которые стоят на автомобилях, вся информация передается на придорожное оборудование – где и какой автомобиль сейчас находится на дороге, с какой скоростью он движется, происходит ли разгон или торможение. И уже исходя из этой информации, принимаются различные решения: он может посылать на другие автомобили управляющие или предупреждающие сигналы – например, о том, что где-то впереди происходит резкое торможение, а значит – автомобилям, едущим позади, нужно точно так же начать тормозить, чтобы избежать столкновения. Или, получая информацию от систем уличного движения о том, что впереди светофор переключается, например, с красного на зеленый, он может предупреждать об этом другие автомобили, чтобы они начинали двигаться или как-то скорректировали свою скорость движения, чтобы попасть в "зеленую" волну.

Во многих странах мира уже испытываются беспилотные автомобили, и даже появляются забавные новости: в одном городке в штате Аризона местные жители повадились забрасывать камнями такси с компьютером вместо водителя, интересуясь, как машина среагирует на этот внезапный раздражитель. Но все это – пока единичные эксперименты. Концепция свежей российской разработки не убирает водителя, но серьезно помогает ему в управлении. И помощь эта – по логике системы – делится на две сферы. Прежде всего – безопасность. Так, с помощью групп датчиков водитель на ночной дороге в тумане всегда увидит на дисплее встречную машину за 200 – 300 метров. И будет предупрежден об опасности. А ведь именно лобовые столкновения на встречке, как правило, не оставляют шансов людям в машинах и составляют львиную долю трагической статистики автокатастроф. Или – поскольку датчики планируется подключать и к камерам видеонаблюдения в городах – пешеход, перебегающий дорогу за углом, тоже будет показан водителю.

Второй аспект – разгрузка транспортных потоков. Тут и демонстрация водителю более свободных вариантов поездки онлайн, и рекомендация по поддержанию скорости, чтобы не останавливаться перед каждым светофором.

С прикладной точки зрения – система всегда поможет и спасет в нужную минуту. Здесь – только плюсы. А минусы уже обсуждают правозащитники. Система будет подключена к базам ГИБДД, отсюда – вопрос: если водитель на участке трассы с лимитом скорости в 90 километров в час разгонится до 120, сейчас, вне видимости камер и полицейских патрулей, это ненаказуемо. А когда данные каждый миг будут доступны полиции, будет ли за это оформлен штраф? Или за случайный, допустим, выезд через сплошную на пустынном шоссе – а ведь датчики отследят и это.

Кроме того, в каком режиме эту разработку пропишут водителям? Рекомендательно или же – постоянно включенной, и тогда полиции придется тормозить машины и изучать дисплеи на панели приборов – не включил ли водитель музыкальный плейлист вместо системы? И какой будет штраф за это нарушение?

Немаловажный вопрос – сколько все это будет стоить. Антон Красилов пока озвучивает сведения на основе лабораторных образцов.

КРАСИЛОВ: Сейчас речь идет о суммах от 1000 до 2000 долларов для придорожных устройств, ну и примерно такие же суммы – для устройств, устанавливаемых в автомобили. Но цены, само собой, будут резко падать при внедрении в массовое производство этих устройств.

Конвейер действительно делает продукцию кратно дешевле. Знакомые всем Wi-Fi-роутеры на старте продаж стоили 5000 долларов. Сегодня – около 20. Но даже если датчики для машин и дорог подешевеют до 20 долларов, их потребуется немалое количество. Ведь для получения объективной информации устройства должны располагаться не далее 200 метров друг от друга. И здесь, по мнению Сергея Кусова, руководителя отдела пропаганды компании-производителя камер фиксации, нужно понимать, насколько эта технология будет доступна в целом для страны.

КУСОВ: Периферийные устройства должны быть расположены достаточно близко, потому что это еще зависит от потока автомобилей. Чем пространство уже – тем легче контролировать это все. Их можно усилить как-то, продублировать. А если мы говорим о трассах – это всегда большие расстояния. Плюс энергопитание этих устройств. Соответственно, это куча нюансов, которые идут не в пользу.

Если считать по минимуму, покупка только датчиков, допустим, для всей трассы М-7 Москва-Уфа, а это – 1350 километров, обойдется в 20 миллионов рублей. Это – без учета работы и стоимости коммутирующих центров и энергозатрат. Потянут ли это бюджеты или интеллектуальная система станет приятным дополнением только на платных дорогах, разбираться с этим предстоит Минфину, но только после проведения всех испытаний на экспериментальных участках. Разработчики готовы их провести уже в этом году.

И в завершение остается напомнить: от первых разговоров о необходимости внедрения относительно более простой системы "ЭРА-ГЛОНАСС" до ее обязательной установки в каждую новую машину в России прошло 5 лет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация