Картинка

Актуально Прозападные заявления главы МИД Белоруссии

15 января 2019, 12:12

Глава МИД Белоруссии Владимир Макей в понедельник сделал сразу два прозападных заявления – в адрес как Вашингтона, так и Брюсселя.

Во-первых, он сказал, что на сегодняшний день созрели условия для пересмотра решения о сокращении взаимного дипломатического присутствия между Белоруссией и США и что переговоры о возвращении в столицы послов уже ведутся.

Во-вторых, господин В. Макей выразил надежду, что Евросоюз рано или поздно откажется от пережитка прошлого – санкций против Минска.

Всего через два часа после этого белорусский вопрос затронул премьер России Дмитрий Медведев, призвавший Минск ценить российскую помощь. По мнению экспертов, власти Белоруссии надеются укрепить свою легитимность на Западе и тем самым снизить зависимость от Москвы.

Эксперт – член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Анатольевич Безпалько.

Как на самом деле сегодня складываются отношения Минска с Вашингтоном?

Б. Безпалько: Именно на сегодняшний день они складываются хорошо, потому что обе страны идут навстречу друг другу. Проблема только в том, что всё происходит ровно в тот самый момент, когда наблюдается резкая конфронтация между Вашингтоном и Москвой. И здесь сразу возникает вопрос, что является причиной такого резкого потепления в отношениях? Действительно ли стремление просто установить добропорядочные, хорошие отношения, или же это стремление переключиться с одного центра на другой? Мне кажется, что второе. Это, с одной стороны, такая своеобразная месть за отсутствие компенсации за налоговый манёвр, хотя опять же с какой стати Россия должна компенсировать Белоруссии изменения своего внутреннего законодательства? Почему Белоруссия не требует подобного от Казахстана, где тоже есть своё собственное законодательство?

Но мы вроде как называем друг друга братскими государствами? Может быть поэтому?

Б. Безпалько: "Братские государства" – это оборот речи, но в международных отношениях такого нет. Мы – части Союзного государства, но Белоруссия не выполняет ни одно из положений этого самого Союзного государства, кроме разве безвизового режима при взаимном въезде граждан России и Белоруссии. А всё остальное не исполняется. Поэтому всё это очень сильно настораживает и приводит к мысли о том, что как только Россия перестаёт давать большие деньги белорусскому руководству, то тут же Белоруссия разворачивается на Запад. Как только Россия прекращает дотировать, субсидировать белорусскую экономику, которая, в общем-то, показывает себя не очень эффективной, то тут же оказывается, что Россия уже не братское государство, а государство, которое стремится нагнуть белорусов, оккупировать их и т.п. Очень много делал подобных заявлений в последнее время белорусский президент. Он прямо Россию непосредственно не называл, но все прекрасно понимают, о ком он говорит и кого имеет в виду. Поэтому, конечно, союзнические отношения между нашими государствами сейчас именно белорусским руководством ставятся под вопрос. Причём ставятся под вопрос сознательно в надежде на то, что им удастся продать эти союзнические отношения на Западе за хорошие или хотя бы за приемлемые деньги.

Что касается санкций, Минск совершенно открыто просит сегодня у Брюсселя их снятия. Каковы здесь перспективы? Это реальность или пока пустые надежды?

Б. Безпалько: Нет, это не пустые надежды. Но, скорее всего, это будет связано, во-первых, с конкретными действиями Белоруссии по разрыву союзнических отношений с РФ, а, во-вторых, скорее всего, со сменой руководства в Белоруссии. Как бы сейчас А. Лукашенко ни стремился наладить отношения с Западом, как бы Запад позитивно на эти шаги ни смотрел, взаимная нотка недоверия между ними всё равно существует. Поэтому на посту президента гораздо более приемлемо для Запада выглядел бы премьер С. Румас или глава МИД В. Макей, люди, которые откровенно являются западниками и которые являются инструментами налаживания отношений.

Но налаживание это опять же очень странное. В разгар дипломатического скандала, кризиса в отношениях между Россией и Британией, взаимной высылки дипломатов, введения санкций против России под предлогом отравления Скрипалей В. Макей именно в этот день приезжает в Лондон и ведёт там переговоры. Ну, какой же это министр союзного России государства. Он мог бы отложить визит хотя бы на несколько дней, перенести его на неделю-две. Ничего бы от этого не изменилось. Но видите, это, в общем-то, носило довольно демонстративный характер. Поэтому я думаю, что санкции могут снять, но не сейчас, а дождавшись каких-то конкретных действий со стороны белорусского руководства, чем они будут резче, враждебнее по отношению к России, тем лучше, и, скорее всего, смены руководства.

Пока власти Белоруссии мечутся между двумя футбольными воротами, субъективно для Белоруссии с кем сегодня всё-таки выгоднее дружить? С Европой, со Штатами или в большей степени всё-таки с Россией?

Б. Безпалько: Конечно, с Россией. Об этом и разговора быть не может. Если бы провели объективный опрос среди рядовых жителей Белоруссии, то наверняка большая часть из них сказали, что они бы с удовольствием вошли в состав единого государства Белоруссии и России.

Белоруссия свой основной рынок сбыта имеет в России. От России она получает льготные кредиты. От России она получает дешёвые энергоносители – нефть и газ. Всё, что, как правило, в риторике упоминают белорусские государственные деятели, является на самом деле не более чем попыткой убедить своё собственное население. Если бы выгоднее было получать кредиты от МВФ, чем от России, то получали бы оттуда. Если бы выгоднее было закупать нефть в Венесуэле, Азербайджане или в Норвегии, то наверняка закупали бы там и нефть, и газ. По сути, Россия содержит экономику Белоруссии. Без российской помощи белорусская экономика резко пойдёт вниз.

И вообще понятие "дружбы с Европой" очень хорошо демонстрирует не только всем нам хорошо известная Украина, но и такие страны, как страны Прибалтики. Ведь они являются не просто "друзьями", а вообще членами Европы, членами Евросоюза. И что мы видим там? Ту же самую депопуляцию, деиндустриализацию, экономическую стагнацию и никаких равных условий с Германией или Францией.

Но белорусские власти не могут не брать во внимание эти печальные факты. Неужели они этого не видят и не понимают?

Б. Безпалько: Каждый надеется, что он обманет всех остальных и будет самым умным. Каждый надеется, что он на своих особых условиях войдёт в эти отношения и будет диктовать условия. Белоруссия – государство не очень большое, с 9 млн человек населения и с шестью областями, поэтому некоторые деятели в Белоруссии надеются, что Евросоюз легко её переварит, даст хорошие субсидии, даст много денег, и Белоруссия постепенно займёт свою нишу где-то между Россией и Евросоюзом, если не в самом Евросоюзе.

­Прозападные заявления главы МИД Белоруссии

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация