Актуально Россия – Япония: курильский вопрос
• Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 21 января перед вылетом из Токио в Москву заявил, что рассчитывает провести с президентом России Владимиром Путиным откровенную беседу, итоги которой позволят говорить о прогрессе в заключении мирного договора.
Ранее премьер-министр Японии Синдзо Абэ усложнил грядущие переговоры с президентом России по вопросу мирного договора. Об этом заявил помощник российского лидера по внешней политике Юрий Ушаков. Речь идёт о желании Токио убедить жителей Южных Курил, чтобы они приняли возвращение островов под японский суверенитет.
Комментирует зав. кафедрой востоковедения МГИМО МИД Дмитрий Викторович Стрельцов.
В чём заключаются принципиальные позиции России и Японии перед встречей глав государств?
Дм. Стрельцов: Принципиальная позиция России заключается в том, что Курильские острова принадлежат России по итогам второй мировой войны и никаких других интерпретаций данного факта быть не может, что итоги второй мировой войны незыблемы и Южные Курилы являются такой же частью Курил, как и прочие Курилы. Поэтому питать какие-то сомнения относительно прав России в отношении Южных Курил никто не может.
Япония считает, что Южные Курилы не являются частью Курильских островов. Это особые, так называемые "северные территории". Япония от них по итогам второй мировой войны не отказывалась по Сан-францисскому мирному договору, и поэтому речь здесь идёт не о ревизии итогов второй мировой войны, а лишь о возвращении тех территорий, которые Советский Союз незаконно оккупировал уже после заявления японского императора об окончании войны.
Риторика Синдзо Абэ такова, что переговоры изначально не идут с позиции "уходите отсюда". Возможная передача островов должна проходить таким образом, чтобы проживающие там русские согласились с переходом принадлежности территорий к Японии. При этом С. Абэ не может не понимать того, как наши соотечественники, которые там живут, будут на это реагировать. Он предлагает им гражданство? Или предлагает им с российским гражданством и далее проживать на этих островах? Это всё не понятно. Каким образом всё это может быть урегулировано?
Дм. Стрельцов: Сразу скажу, что эти заявления С. Абэ не очень деликатны, потому что пока ещё не достигнуто никаких договорённостей, не озвучена формула урегулирования этого вопроса, а С. Абэ уже начинает готовить общественное мнение, обозначая, в каком направлении решится этот вопрос и как сложится судьба жителей островов. Мне кажется, что это, по крайней мере, не очень этично.
Конечно, сначала договорённость должна быть достигнута принципиальная, как будет решаться этот вопрос. А уже потом это будет следующим этапом. Таким образом, он себе оказал в какой-то степени медвежью услугу.
Что касается дальнейшего развития событий, я должен сказать, что нет никакой предопределённости, куда будет двигаться диалог. Он может двигаться и в направлении выполнения Декларации 1956 года, а может двигаться и в направлении того, что мы мирный договор подпишем, но передавать Японии никаких территорий не будем. Может быть, будут вестись дополнительно какие-то переговоры по линии прохождения границы без передачи Японии населённого острова Шикотан и с передачей Японии ненаселённых островов Хабомаи и т.п. То есть, разные сценарии развития событий вполне вероятны, но говорить сейчас, какой из них осуществится, это, по меньшей мере, спекулировать на проблеме.
Агентство Киодо сообщило, что Синдзо Абэ готов договориться о подписании мирного договора при условии, если ему гарантированно пообещают два острова – о. Шикотан и о-ва Хабомаи. То есть, теперь формула "2+2" выглядит так: два острова вы обещаете, а вопрос о двух других мы пока откладываем. Существуют ли у российской стороны какие-либо возможности пойти Японии на какие-то уступки? Или Россия, как сказал С. Лавров, готова разговаривать, если Япония признает суверенитет российской стороны над островами, и тогда только какие-то переговоры возможны?
Дм. Стрельцов: Я сомневаюсь, что Японии признает свою неправоту в том плане, что её претензии в отношении Южных Курил означают отказ от признания итогов второй мировой войны. Здесь позиции сторон принципиально различаются, и здесь вряд ли можно найти какой-то компромисс.
Что касается уже конкретного сценария, того, что Россия может предложить Японии, здесь это уже будет результатом личных конфиденциальных переговоров двух лидеров. И на данном этапе совершенно неэтично и неправильно заранее предугадывать, по какому пути пойдёт развитие событий и, тем более, давать какие-то оценки судьбам жителей островов, вопросам суверенитета и прочему.
Правда ли, что сегодня в японском законодательстве острова обозначены как территория Японии?
Дм. Стрельцов: Да, это так. Это принципиальная позиция Японии. Она отделяет эти острова от прочих Курил. Идёт это всё с середины 50-х годов, и эта позиция Японии не изменилась в связи с новым развитием событий.
Россия – Япония: курильский вопрос
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.