Авторские материалы У ретейлеров будет своя “большая тройка”

22 января 2019, 17:40

Персоны

"Дикси", "Бристоль" и магазины "Красное и белое" станут единым целым – их владельцы решили объединить свои капиталы. Сегодня же Центробанк сообщил о санации в Московском индустриальном банке. Об экономических событиях дня расскажет обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

В России будет создан единый конгломерат из универсальных супермаркетов "Дикси", а также двух крупнейших алкомаркетов страны – "Красное и белое" и "Бристоль". По совокупной выручке новая сеть обойдет "Ашан" и "Ленту". Фактически в России будет создана тройка ретейлеров-сверхгигантов: первое место по-прежнему будет занимать X5 с "Перекрестками" и "Пятерочками", а второе пока прочно удерживает "Магнит". Расширившись за счет алкомаркетов, "Дикси" получит 16 000 торговых точек, где сможет реализовывать свою продукцию по единым ценам. Большинство экспертов полагают, что модель дискаунтера сохранится и что цены в "Дикси" будут как минимум не выше, чем сейчас. Собственно, объединение как раз и преследует эту цель – давить на поставщиков и экономить на масштабе. Но есть и другая точка зрения – что новый супермаркет может занять нишу "магазинов у дома": там не дешевле, зато близко, рассуждает директор аналитического департамента "Golden Hills-КапиталЪ АМ" Михаил Крылов.

КРЫЛОВ: Цены в крупных розничных холдингах обычно стремятся к некому среднему показателю. Покупатели, привыкшие дешево закупаться в "Дикси", могут вскоре разочароваться. В то же время покупателей алкомаркетов, возможно, станет больше, причем в основном за счет привлечения туда более платежеспособных людей.

На этом фоне пришла новость о новом витке консолидации в банковском секторе. Центробанк взял на санацию "Минбанк", входящий в число 33 крупнейших финансовых учреждений страны. Его будут спасать по той же схеме, по которой ранее санировали "Открытие", "Бинбанк", "Промсвязьбанк" и других. Фактически речь идет о временной национализации с целью приведения в порядок баланса и активов.

Не все на рынке одобряют такой механизм, считая, что ЦБ постепенно выдавливает частный капитал. На это регулятор отвечает, что он действует в интересах экономики в целом. Так, "Московский индустриальный банк" привлекал средства бизнеса и бюджетных учреждений, выдавая кредиты промышленникам и строительным компаниям. Те в итоге оказались убыточными, а их займы – невозвратными. Но если ли бы ЦБ действовал по инструкции, а не в рамках механизма санации, то средства сотен юрлиц и организаций со всей России было бы уже не вернуть, говорит экономический аналитик РАНХиГС Семён Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Когда говорят о санации, нужно еще смотреть, кем являются клиенты банка. Там могут оказаться важные корпоративные клиенты. Немаловажно и то, что Банк России не хочет повторения ситуации с банком "Югра". Все-таки в России давно не разорялись крупные банки. Видимо, ЦБ хочет, чтобы никто не строил аналогий и предположений, что возможны новые банкротства.

Для клиентов санируемого банка не меняется ровным счетом ничего. Опыт показывает, что в этот период вклады и счета открываются и закрываются в обычном режиме. Присутствие санатора в лице Центробанка ощущается разве что при выдаче кредитов – с какого-то момента банк начинает более осторожно рассматривать заявки, отсеивая наименее надежных претендентов. Но, опять же, это в большей мере касается корпоративных клиентов – бизнес-структур и организаций.

Сколько денег ЦБ потратит на оздоровление "Минбанка", пока не сообщается. В любом случае механизм предполагает, что из бюджета страны на эти цели не тратится ни копейки – регулятор использует резервную денежную массу, причем на условиях возврата. В итоге за санацию платят банкиры (прежние владельцы банка), которые получают адресную помощь. Бывали случаи, когда в ходе реструктуризации активов доля прежних хозяев "размывалась" настольно, что из миллиардов превращалась в ноль.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация