Авторские материалы Шальные деньги лучше вернуть добровольно: что будет получателю ошибочного перевода

22 января 2019, 16:14

Персоны

Ошибочный перевод с карты на карту – не редкость. Но прощаться со своими кровными рано: если банк не идет навстречу и не возвращает средства, то поможет решение суда. Притом человеку, которому была начислена неожиданная сумма, не стоит радоваться. Лучше попытаться разобраться самому, иначе, весьма вероятно, придется доплачивать из собственного кармана. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Бывает так, что люди ошибаются – вводят в онлайн-банке не те номера карт, затем сумму, и ровно через мгновение после того, как кнопка "отправить" уже нажата, приходит осознание, что перевод ушел не туда. Холодеют руки, начинается паника: что делать?

Прежде всего – не переживать. Деньги действительно ушли, но не потеряны, говорит руководитель отдела анализа банковских услуг портала "Банки.Ру" Екатерина Марцукова.

МАРЦУКОВА: Чем быстрее вы свяжитесь с банком – позвоните, например, или у вас офис под боком, напишете заявление о возврате средств, тем больше вероятность того, что деньги вам вернут. Но обычно, если деньги переводятся с карты на карту, такие переводы осуществляются практически моментально, в течение 5 минут, а дозвониться до банка иногда бывает крайне сложно. Если вы все-таки успели, платеж находится в обработке, то есть еще не переведены деньги на счет получателя, то есть все шансы вернуть их.

По идее, помочь вам, незадачливому клиенту, должны сотрудники вашего же банка. Независимо от того, в чьем банке находится счет адресата – в вашем или стороннем, продолжает Екатерина Марцукова.

МАРЦУКОВА: Пишете заявление в своем банке – соответственно, сотрудники уже должны разыскивать получателя платежа, связываться с ним, и если он дает свое согласие деньги вернуть, то есть списать, то платеж будет возвращен. Если тот человек, который получил средства, не согласен, не идет на контакт, не готов возвращать деньги самостоятельно, здесь решение только одно – обращаться в суд.

Если сотрудники вашего банка не спешат с поддержкой, надо действовать самостоятельно, замечает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Прежде всего незаконному получателю средств необходимо направить претензию с требованием вернуть незаконно удерживаемые деньги в обусловленный претензией срок, который может составлять, например, 15 дней. В претензии при этом необходимо указать, что в случае отказа в добровольном возвращении денег вы будете вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, но уже – в судебном, а не в претензионном порядке.

Судебный порядок означает, что принцип "верните по-хорошему" меняется на принцип "верните все деньги плюс проценты". Это как раз и подчеркнул недавно в своем решении по аналогичной истории районный суд Екатеринбурга. Мужчина перевел деньги со своей карты на другую – 50 000 рублей. Как выяснилось – не тому человеку. Оказалось, получателем стала некая девушка. С нее были взысканы в итоге и 50 000, которые она внезапно получила, но расстаться с которыми не спешила, и 7800 рублей процентов, которые натекли за период разбирательств, и еще 2 000 рублей судебной пошлины. Областной суд полностью подтвердил вердикт первой инстанции.

Кстати, проценты истец может требовать, начиная с последнего дня ожидания по своей претензии, добавляет Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Когда третьему лицу, то есть незаконному получателю денег, вручили претензию, предписывающую денежные средства вернуть законному владельцу, с того времени, как истек срок добровольного возвращения, допустим, 15 дней, с этого времени начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, которая действовала в тот период времени, когда деньги были незаконным образом присвоены.

Но возникает уместный вопрос: а кому отправлять эту претензию, если неизвестно, куда ушли деньги, а банк, как мы предположили ранее, содействовать в поисках не хочет и имя владельца счета не раскрывает, ссылаясь на тайну личных данных? И как раз тут роль суда в возвращении денег становится ключевой. С письменным отказом сотрудников кредитной организации нужно идти в суд – с иском на них. И уже суду банк не вправе отказать в оглашении фамилии и адреса того человека, на чей счет деньги буквально свалились, после чего пишется та самая претензия, запускающая и механизм начисления процентов. Интересно, что даже если получатель деньги не трогал – не снимал и не совершал покупок, проценты, если он не желает вернуть все быстро сам, платить ему придется.

Схожая схема – и при ошибке с оплатой услуг связиЖ в компанию, обслуживающую номер, куда поступили деньги, нужно отправить запрос о личности абонента. Компания, скорее всего, откажет. После того готовится иск с тем же запросом в суд. Разумеется, сведения о платеже должны быть подтверждены, говорит заместитель руководителя коллегии адвокатов "Де-юре" Антон Пуляев.

ПУЛЯЕВ: Если оплата производилась онлайн, можно взять распечатку из онлайн-банка и приложить в дальнейшем в качестве доказательства перечисления. Либо, если денежные средства переводились через терминал, опять же, должен быть чек из терминала. Если такого чека нет, надо обращаться к собственнику терминала и получать у него справку о перечислении денежных средств.

В общем, при изрядном хладнокровии и юридической грамотности деньги вернуть вполне возможно. Вот только главной ценой маленькой невнимательности при нажатии клавиш будут долгие недели и даже месяцы разбирательств и судебных тяжб.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация