Актуально Арест как средство защиты власти от оскорблений в Интернете
• Госдума в первом чтении рассматривает пакет законопроектов об аресте на 15 суток за оскорбление власти в Интернете. Законопроектами предлагается блокировка ресурсов с оскорбительными публикациями в отношении общества и институтов власти, а также введение за них ответственности.
В частности, речь идёт о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и в Интернете, материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к обществу, к государству, к официальным госсимволам, к Конституции и органам, осуществляющим государственную власть. При этом отмечается, что нормы законопроекта относятся к публикациям, предназначенным для неограниченного круга лиц.
Мнение председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Николаевича Костина.
Что означает сам законопроект? Для чего он нужен? Какую цель преследует этот новый закон? И что это за публикации для неограниченного круга лиц?
К. Костин: Речь идёт, по сути, обо всех публикациях в СМИ и социальных медиа. То есть, любой блог, если он не закрытый и если число людей, просматривающих его, каким-то образом не ограничено (на некоторых площадках такая возможность предоставляется), то он практически является СМИ. То есть, его может читать кто угодно.
Что считать оскорблением? Норма эта прописана в законопроекте? Ведь иногда это просто критика. Где-то употреблено слово, которое считается литературным, а кто-то принимает его за оскорбление. Какова здесь роль русской словесности?
К. Костин: Если говорить о русской словесности, вообще о принципах российской Конституции, в том числе об основных правах гражданина, которые в ней закреплены, я бы разделил вопрос на несколько вещей.
Есть, безусловно, право человека высказывать своё мнение, в том числе критическое, по отношению к любому чиновнику. Тот плохо работает, неэффективно работает, сделал это хуже, чем мог, и так далее. Это никак нельзя ограничить. И любой закон, который ограничивает это, просто не пройдёт экспертизу. Или он может быть оспорен в Конституционном суде.
И есть то, что касается институтов государственной власти. Есть, соответственно, институты представительной и исполнительной власти. По сути, они и представляют собой систему государственной власти, закреплённую в Конституции. Как можно оскорбить их? Мне сложно себе представить, каким образом можно оскорбить, например, институт президентства или институт правительства, или Государственную Думу как институт. Вам может не нравиться конкретный депутат или конкретная партия. Я не встречал ни одного человека, который бы сказал, что России не нужна Государственная Дума.
В региональной практике бывает такое, что местных чиновников часто ругают за какие-то меры, которые требуют оплаты из карманов граждан. Например, если в Интернете пользователь задаст риторический вопрос какому-то конкретному чиновнику, а треснет ли у того харя, это будет считаться оскорблением?
К. Костин: Нет. Это ни в коей мере не оскорбление, это критическое выражение. Человек просто критически выражает своё мнение.
Если он всё-таки выражается нецензурно, используя русский язык, кто ему может помешать этот язык использовать? Теоретически может быть как угодно. В данном случае произошло смещение дискурса при обсуждении этого закона. Конечно, критиковать чиновников надо, и, конечно, можно использовать любые литературные выражения. Важно– не переходить нормы приличия.
И о проблеме надо говорить не анонимно, а от своего имени. И если какой-то чиновник с этим не согласен, он должен иметь возможность подать в суд.
А если оскорбление без подписи и каких бы то ни было опознавательных знаков? Если человек кого-то оскорбляет, его кто-то специально будет разыскивать? Или же, если оскорбление будет без подписи, анонимное, то на него и обращать внимания не будут?
К. Костин: Знаете, авторов анонимок даже в советское время розыскать не могли.
Но сейчас всё оказалось проще?
К. Костин: Если посмотреть на текущую практику, я бы поспорил. Тем не менее, я считаю, что мы должны стремиться к тому уровню деанонимизации (отсутствия анонимности в Интернете), который есть в развитых странах, поскольку Россия, если говорить о новых технологиях, об IT-технологиях, в общем-то, входит в пятёрку ведущих стран мира по развитию Интернета и уровню его проникновения. И нормы у нас должны быть те же, как в США или Японии, где полное отсутствие анонимности.
Когда слово о власти в Интернете арестом отзовётся
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.