Авторские материалы Должник просил не беспокоить

24 января 2019, 15:09 24 января 2019, 16:09 24 января 2019, 17:09 24 января 2019, 18:09 24 января 2019, 19:09 24 января 2019, 20:09 24 января 2019, 21:09 24 января 2019, 22:09 24 января 2019, 23:09 25 января 2019, 00:09 25 января 2019, 01:09

Персоны

Верховный суд перекрыл коллекторам последнюю возможность беспокоить должников не по правилам. Частота звонков и обращений взыскателей должна иметь четкие и разумные пределы. А если настырные “домогательства” коллекторов не прекратятся – их компании могут исключать из реестра. Подробности – у обозревателя “Вестей FM” Сергея Артемова.

Среди документов, которые подписывает будущий заемщик, есть и дополнительное соглашение. Касается оно процедуры – как с ним будут общаться коллекторы, если произойдет просрочка платежа по кредиту.

Как правило, этот текст набран мелким шрифтом, и человек, который уже получил одобрение кредита от микрофинансовой организации, вряд ли читает его подробно или вдумывается в смысл написанного.

Речь идет именно о микрофинансовых организациях – там менее щепетильны к тому, как клиент будет кредит выплачивать, да и проценты повыше, что в совокупности и увеличивает риски задержек платежей. И вот в тех самых документах многие микрофинансовые организации, как выяснилось, вставляли следующие строки: “Представители финансовой компании либо коллекторской организации вправе взаимодействовать с заемщиком с частотой, достаточной для исполнения обязательств по договору". Это значит, по сути, – звонить, писать и являться в квартиру должника они могли чуть ли не постоянно, добиваясь исполнения обязательств, то есть – возврата денег.

Их можно понять, но есть закон № 230 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности”. В законе есть статья 4. Она разрешает кредиторам и коллекторам встречаться с должником лично, звонить ему по телефону, отправлять ему письма – бумажные и электронные, слать эсэмэски и голосовые сообщения. Чтобы “разбудить” у него совесть. Но только – у него или у его поручителя. К родителям, детям, братьям и сестрам “домогаться” с денежными претензиями закон запрещает.

Это – из перечня “что делать с должниками”. А как делать – поясняет дальше статья 7. Нельзя приходить к должнику и звонить ему в рабочие дни с 10 вечера до 8 утра, а в выходные и праздники – с 8 вечера до 9 утра. Лично общаться можно не чаще раза в неделю. Есть лимит и на телефонные переговоры – не чаще раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

Должники должны знать эти правила. По закону это единственный способ для коллекторов общаться с ними. Так откуда появляется та самая строка в дополнительных соглашениях? Дело в том, что закон разрешает договариваться неплательщику и коллектору о прочих способах, сроках и количестве общения.

Но к тонкости формулировок придрался Верховный суд. Дополнения – да, уместны, но в законе сказано, что касаются они отношений между неплательщиками и коллекторами. А вот человек, который только что подписал договор, – заемщик. Неплательщиком, возможно, он будет, если просрочит первый платеж. А когда он ставит подпись – неплательщиком он не может быть физически, ведь он даже деньги на руки еще получил. А потому высшая инстанция потребовала убрать из договоров формулировки, позволяющие коллекторам круглосуточное давление.

Вроде бы закон торжествует. Юрист юридической фирмы “Глазунов и Семенов” Вадим Паутов замечает, что, несмотря на указания Верховного суда, подобные строки все равно будут появляться в договорах. Остается жаловаться на коллекторов в Службу судебных приставов.

ПАУТОВ: Коллекторские агентства, я думаю, знали, что данное условие противоречит закону, но все равно его включали. И я думаю, что это решение кардинально ситуацию не изменит и такие условия будут и впредь прописываться. Но если будут часто жалобы подаваться на одно и то же коллекторское агентство – в течение года, допустим, соберется определенное количество жалоб – Федеральная служба судебных приставов может исключить его из своего реестра, и тогда оно прекратит существование.

По регламенту Федеральная служба судебных приставов ведет учет коллекторских агентств. Она же решает их судьбу в случае нарушений. Понятно, что пресечь ретивых коллекторов одной жалобой не удастся, но несколько сотен заявлений вполне дадут повод приставам задуматься о своих подопечных. Практика контроля Службы над коллекторскими агентствами насчитывает едва ли год. Несколько агентств уже вычеркнуты из реестра. Руководство Службы отмечало, что за несколько лет число коллекторских компаний в России сократится на порядок. 550 000 пока действующих подобных контор – слишком много для страны и слишком неприятно для спокойствия ее граждан.

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация