Актуально Дипломатическая провокация США в Венесуэле
Персоны
• Президент Венесуэлы Мадуро потребовал от американских дипломатов покинуть страну, но те вызывающе отказались. Это беспрецедентный в мировой дипломатической практике случай. Он приобретает особое значение в связи с тем, что посольство США является одним из центров возникшего в Каракасе мятежа.
Конечно, в первую очередь это принципиальный вопрос для власти. Н. Мадуро должен продемонстрировать, что власть в стране принадлежит ему, а Штаты не могут вдруг признавать или назначать президентом суверенной страны любого, кто на площади громко крикнул, что он – президент.
Уже появилась информация о том, что переговоры с представителями венесуэльской оппозиции велись на прошлой неделе в Швейцарии, и нынешний мятеж был спланирован заранее.
Решение о разрыве дипломатических отношений должно быть выполнено. США не могут не подчиняться требованиям законной власти. Наконец, посольство США в Каракасе почти наверняка представляет собой один из центров руководства мятежом. Этот центр должен быть разрушен.
В то же время Венесуэла до последнего будет делать всё, чтобы избежать создания повода для вооружённого вторжения со стороны Америки. Для этого американским дипломатам и даны 72 часа, за которые можно будет или попытаться выработать компромисс, или приготовиться к иному развитию событий.
Американская сторона в ответ практически прекратила работу посольства и консульства в обычном режиме.
Вооружённое проникновение на территорию посольства невозможно, так как это может быть расценено как вторжение на территорию самих США. Да и дипломаты после разрыва дипломатических отношений не теряют автоматически иммунитет, а только часть привилегий. Нападение на них также может считаться нарушением международного права.
Комментирует профессор факультета глобальных процессов МГУ им. Ломоносова доктор исторических наук Александр Артурович Сагомонян.
Как Н. Мадуро может и должен ли он нейтрализовать центр мятежа в виде посольства США в Каракасе?
А. Сагомонян: Конечно, вторжения на территорию посольства США какой-то вооружённой венесуэльской армейской группировки быть не может. Для всего мира это будет очень негативная акция. Но Н. Мадуро полностью должен блокировать посольство. Для этого отключить всякую связь: телефонную, отключить, чтобы не работала, сотовую связь. Он должен как бы осадить посольство США, окружить его, чтобы не было никаких контактов между американскими дипломатами и представителями венесуэльской оппозиции. Прямого штурма, конечно, быть не должно, и его не будет. Потому что это даст американцам 100-процентный повод для вооружённого вторжения в Венесуэлу.
Какова в принципе необходимость физического прекращения деятельности посольства США после разрыва дипломатических отношений?
А. Сагомонян: Мятеж, который возглавляет Хуан Гуайдо, возник не просто так. В каждой стране, где произошли "цветные революции", американские посольства играли ключевую роль. И даже есть конкретные люди, которые являются большими специалистами по этим революциям. В Венесуэле произошло то же самое. Посольские работники постоянно осуществляют официальные и неофициальные контакты, встречи и связи. Их необходимо пресечь любой ценой. Поэтому, коль официально разорваны отношения, как сообщил президент Мадуро, необходимо американское посольство нейтрализовать.
Этот беспрецедентный в мировой дипломатической практике случай является своего рода провокацией со стороны США?
А. Сагомонян: Несомненно, это провокация.
А для чего она нужна?
А. Сагомонян: Политика Н. Мадуро, а до этого Уго Чавеса, абсолютно не устраивала США. Это раз. Во-вторых, у Венесуэлы, несмотря на то, что страна небольшая, самые большие разведанные запасы нефти – в четыре раза больше, чем в России. По большому счёту, это стратегически ключевая страна Латинской Америки. Американцы всегда считали, что Америка – это их вотчина, ещё со времён XIX века. И американцы не могут допустить, чтобы на континенте был явно антиамериканский режим, подобный режиму Уго Чавеса. Они очень надеялись, что после очень странной смерти Уго Чавеса, а он был мужчиной в расцвете лет, но неожиданно скончался от рака, на смену ему придёт человек проамериканской ориентации типа этого Х. Гуайдо. Но пришёл Николас Мадуро, который продолжил в принципе политику У. Чавеса.
Конечно, очень много ошибок Н. Мадуро совершил. А Хуан Гуайдо взращён американцами. Он учился в США, какие-то были у него связи с разведорганами США. Это явная креатура США, на него сделана ставка. И все способы сейчас используются. Конечно, политика Н. Мадуро была полностью зациклена на нефти. И когда с конца 2014 года стали возникать проблемы, а многие обвиняют американцев в том, что этот кризис был ими спровоцирован, началось обнищание венесуэльцев. Четыре миллиона беженцев хлынули в соседние страны. Это вызвало негативное отношение соседних стран к режиму Н. Мадуро. Все проблемы сплелись в клубок. Венесуэла стала представлять собой расколотую страну. Многие жители были против Н. Мадуро, кто-то был за него. Примерно 50 на 50.
Но, по большому счёту, успех любого мятежа зависит от того, за кого вооружённые силы. Вчера министр обороны Венесуэлы прямо сказал, что вооружённые силы хранят верность. Хотя есть информация, что и в вооружённых силах есть недовольство, что какие-то подразделения выступали против, но в целом вооружённые силы на стороне Н. Мадуро. И пока такая ситуация, этот режим останется. Только может быть какое-то внешнее воздействие. Возможно, американцы и ждут какой-то силовой акции. Но я не думаю, что Н. Мадуро пойдёт на неё.
Ситуация нормализуется в ближайшее время или будет продолжаться ситуация неопределённости и уличных беспорядков?
А. Сагомонян: В принципе Н. Мадуро контролирует ситуацию, хотя она и неопределённая. Если не будет какого-то резкого обострения этой ситуации со стороны США, постепенно ситуация, конечно, нормализуется. А если будут какие-то провокации с их стороны, возможен любой сценарий. Но, думаю, режим Н. Мадуро сохранит свои позиции.
Дипломатическая провокация США в Венесуэле
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.