Картинка

Актуально Правоохранители нашли картину Куинджи, а самого похитителя поймали

28 января 2019, 12:12

• Накануне из Третьяковской галереи пропала картина русского художника Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым". В МВД сообщили о задержании похитителя картины.

Сегодня в МВД сообщили о задержании похитителя картины. По словам официального представителя ведомства Ирины Волк, 31-летний подозреваемый в похищении полотна был задержан в подмосковном посёлке Заречье. Он рассказал оперативникам, что спрятал похищенную картину на территории строящегося объекта в Одинцовском районе. Картину там обнаружили сотрудники правоохранительных органов. Сегодня полотно должно вернуться в Третьяковку.

Разъясняет директор Антикварного центра на Садовом Владимир Анатольевич Корольков.

После инцидента в мае, когда порезали картину "Иван Грозный и его сын Иван", стало ясно, что Третьяковка деньги тратит на что угодно, кроме обеспечения охраны и безопасности уникальных шедевров. Сегодня об этом можно говорить смело, судя по тому видео, которое было показано по всем каналам и опубликовано в Интернете. На нём видно, как человек совершенно свободно снимает картину и с ней преспокойно уходит из галереи. Каким образом этой галерее следовало бы организовать охрану особо ценных объектов?

В. Корольков: Прежде всего, этот вопрос нужно обратить к руководству одного из крупнейших музеев страны. Такого уровня музей можно обеспечить всеми средствами, которые позволят сохранить шедевры для народа. Хотелось бы поблагодарить правоохранительные органы, которые так оперативно вернули этот шедевр. Спасибо им большое.

Годовой бюджет Третьяковской галереи – 1 млрд рублей. Из них 2 процента выделяются на охрану. Достаточно ли этих средств на охрану? Может, побольше нужно денег выделять?

В. Корольков: Что такое охрана? Это целый ряд мероприятий и средств, которые позволяют держать в полной безопасности как объекты охраны, так и сам музей в целом. То есть, это видеокамеры, датчики. Но, прежде всего, человеческий фактор. Это как раз те люди, искусствоведы и смотрители, которые находятся в зале. Они должны быть обеспечены на всякий случай тревожной кнопкой. И никто не отменял, конечно, тревожную звуковую сигнализацию. Когда кто-то подходит к картине на расстояние 2-5 см или просто толкает её, задев плечом (может быть, это злоумышленник пытается её порезать или наброситься), звуковой сигнал должен привлечь внимание как сотрудников галереи, так и обычных посетителей и предотвратить любые действия с шедеврами.

На видео видно, что молодой человек снимает картину со стены и преспокойно выносит её сквозь толпу людей в руках, и никто при этом не задал ему вопроса (по словам очевидцев, рядом даже полицейский стоял), кто он такой, чтобы мог касаться полотна. Это правило музеев, что, если картина висит на стене, к ней кроме сотрудников никто прикасаться не может? При этом сотрудник должен быть в форме, каким-то другим образом обозначен?

В. Корольков: Во время посещения экспозиций музеев посетителями и экскурсиями никакие действия с экспонатами не производятся и не должны производиться. Поэтому любой человек, прикасающийся к картине, должен автоматически вызывать подозрение. Тем более странно, что в таком месте, оборудованном камерами, было абсолютное спокойствие со стороны охраны и тех людей, которые сидели и наблюдали ситуацию по камерам, как спокойно выносится шедевр. Как похитителя вообще могли выпустить из музея?

А кто за этот случай может понести ответственность?

В. Корольков: Все должны, без исключения.

Очень странно, что ни одна смотрительница не поинтересовалась этим молодым человеком. Как пишут в соцсетях, смотрительница очухалась не сразу, потому как была занята снованием среди посетителей и подслушиванием их разговоров с целью выявления несанкционированных экскурсий. В Третьяковке объявлена беспрецедентная борьба с этим. Все разговоры о картинах больше, чем с самим собой, решительно пресекаются. И любой желающий рассказать спутнику о картине приравнивается к нелегальному экскурсоводу и выдворяется из музея с помощью охраны без возвращения стоимости билета. Обсуждение картины, обмен впечатлениями также приравниваются к нелегальной экскурсии и допускаются только по предварительному согласованию с галереей за 5000 рублей помимо стоимости входных билетов. Так что смотрителям в залах, что неудивительно, не до бесценных экспонатов, потому что они заняты деятельностью и погоней за лишней "пятёркой".

­Правоохранители нашли картину Куинджи, а самого похитителя поймали

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация