Актуально "Непреодолимая сила" коррупции
• В Минюсте предложили не наказывать чиновников за коррупцию, если нарушение произойдёт в связи с "обстоятельствами непреодолимой силы".
Российские чиновники смогут уйти от наказания за коррупцию в случае невозможности избежать правонарушения из-за объективных причин. Об этом пишут "Ведомости", ссылаясь на документ, опубликованный Минюстом РФ на портале проектов нормативно-правовых актов.
Мнение председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Викторовича Кабанова.
Что означает эта фраза? Какие такие могут быть "обстоятельства непреодолимой силы"?
К. Кабанов: Данные поправки готовятся на основании поручения, которое содержится в Национальном плане по противодействию коррупции на 2018-2020 годы. Смысл их очень простой. Мы оцениваем правоприменение и смотрим, какие наюнсы в правоприменении бывают в сегодняшних правовых реалиях.
К примеру, есть у нас такая норма, как закрытие зарубежных счетов. Лицо, работающее в бизнес-структуре, совершенно официально имеет бизнес-счета. Наступает период декларирования, он подаёт заявление, но на каком-то этапе попадает под санкции. И не может выехать и физически закрыть эти счета. Существуют механизмы, когда официальное закрытие счетов невозможно произвести из-за того, что человек находится под санкциями, принятыми другой страной. Это преодолимое обстоятельство? Конечно, не преодолимое. Человек ничего не скрывает, готов всё сделать, но он не может этого сделать.
Или, например, в стране каждый год идёт процесс декларирования расходов и доходов. Декларируют их не только чиновники и лица, приравненные к ним, но и их супруги. Допустим, у кого-то в течение отчётного налогового года произошёл разлад в семье, запущен процесс развода, но он ещё юридически не состоялся. Ну и супруг или супруга не хочет ничего декларировать. Получается, что чиновника за это должны уволить, если его вторая половина не подаёт декларацию. А этой другой стороне уже все равно. Это тоже обстоятельство непреодолимой силы.
Причём всё это касается только правонарушений, но ни в коем случае не преступлений.
Вообще вся эта история очень специфическая. Она появилась на фоне того, что появляются международные рейтинги по противодействию коррупции и по восприятию коррупции. И все они имеют целью показать, что в России идут на поводу у коррупционеров. Нет, в России не идут на поводу у коррупционеров. Принимается по данному вопросу законодательство, но люди не читают законодательство, они не знают, сколько уволено чиновников за коррупцию, а их увольняют уже тысячами за правонарушения, что у коррупционеров изымаются миллиардные суммы.
Есть понятие "коррупция". Это преступление. И это всем известная взятка.
К. Кабанов: Да. Но наши люди не знают, что такое коррупционное правонарушение. Это несоблюдение правил, которое не повлекло преступления. Например, недекларирование. Отсутствие декларирования – это не преступление, а нарушение. Факта преступления здесь нет. Но за него увольняют. Несоответствующее декларирование – это тоже не преступление, а сокрытие. Но из-за него опять же увольняют. Незакрытие зарубежных счетов – это тоже правонарушение, не преступление, но за него тоже увольняют. Поэтому люди путаются. Когда говорят про коррупцию, люди вспоминают только взятку, то есть, преступление. А про правонарушения люди не знают, да и, наверное, им этого знать не нужно. Но просто за счёт такого незнания и идёт игра.
Коррупция в связи с "непреодолимой силой"
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.