Актуально Почему цены на авиабилеты должны неизбежно вырасти
• Российская гражданская авиация продолжает устанавливать рекорды: в 2018 году пассажиропоток отечественных перевозчиков достиг исторического максимума. Но экономические условия работы авиакомпаний становятся всё хуже. Момент, когда им всё же придётся существенно повышать цены на билеты, скорее всего, не за горами. Почему это происходит?
Точка зрения исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Константиновича Пантелеева.
В 2018 году российские авиакомпании перевезли более 116 млн человек, улучшив показатель предыдущего года на 10 процентов. Получается, что авиакомпании, заработав на пассажирах, обеспечивают себе безоблачное экономическое будущее, по крайней мере, на ближайшее время. Откуда тогда появляются эти разговоры о том, что нас ожидает резкий скачок цен?
О. Пантелеев: Рост цен – это вовсе не очевидная ситуация, несмотря на то, что ряд агрегаторов уже заявили о том, что в начале 2019 года тарифы по некоторым направлениям выросли примерно на 10 процентов. В целом, отрасль этого особо не заметила, потому что были определённые повышения стоимости билетов относительно предыдущего к 2018-му года. Но, если сравнить с 2016 годом, то тарифы примерно на том же уровне. То есть, мы говорим о том, что в 2017-2018 годах авиакомпании, несмотря на рост издержек, свои цены фактически не повышали, притом, как мы помним, что за 2017-2018 годы драматически изменилась стоимость авиационного топлива. Кроме того, произошла очень серьёзная коррекция курса рубля. В итоге мы видим, что расходы авиакомпаний по некоторым позициям увеличились почти наполовину. Но тарифы на внутренних линиях едва ли смогли компенсировать эти растущие расходы. И именно с этим связано то, что по итогам 2018 года в среднем авиакомпании закончили год с убытками. То есть, есть компании, которые показали "плюс", есть компании, которые показали "минус". Но общий финансовый результат отрасли, к сожалению, отрицательный.
Плюс к этому есть данные о том, что главная причина нового возможного кризиса на рынке авиаперевозок, который скоро может произойти, – это постоянный рост себестоимость услуг авиакомпаний. От чего этот рост зависит? Понятно, что билеты у нас не дорожали за последние года, но при всём при этом виден рост себестоимости услуг. В чём дело? Почему тогда нельзя постепенно повышать цены на авиабилеты? Почему всегда надо обязательно дожидаться для этого какого-то кризиса? Раз у нас кризис, то давайте сразу в два раза цены на авиабилеты поднимем, тогда, может быть, избежим его?
О. Пантелеев: Тут всё очень просто. Почему росли издержки? Цена на нефть за минувшие два года значительно увеличилась, хотя сейчас и произошла коррекция на мировых рынках. Все равно авиакомпании расплачиваются в российских аэропортах в рублях по довольно высоким расценкам. Кроме того, ставки сборов в российских аэропортах увеличились. Вот они как раз постепенно, шаг за шагом своё получают. Ну и, в конце концов, даже фонд оплаты труда в авиакомпаниях вырос, несмотря на то, что численность занятых увеличилась несущественно. В этой ситуации, конечно, авиакомпаниям бы хотелось, коль скоро у них на несколько процентных пунктов скорректировались издержки, сразу же повысить и стоимость билетов. Но беда заключается в том, что пассажиры не готовы сразу оплачивать такой рост тарифов. Конкуренция на рынке авиаперевозок достаточно высока, и, если одна авиакомпания начинает, защищая свою доходность, повышать тарифы, пассажиры плавно перетекают в другую авиакомпанию. Законы рынка здесь работают.
Почему может быть резкая коррекция цен? Это тоже очевидно. Если с рынка уйдёт крупный перевозчик, то на ряде направлений появится дефицит предложения. Реальная компания этим, безусловно, воспользуется. Свои билеты они продадут по той цене, по которой пассажиры будут готовы их оплатить. И цена эта будет, конечно, выше, чем до того момента, как была ослаблена конкуренция.
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно вырасти
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.