Специально для "Радио России" Образование для народов Севера: сохранить или разрушить кочевую культуру?
В выпуске – репортаж корреспондента из Хабаровска Юлии Колесниковой "Дети оленеводов".
Мучительный отрыв от семьи во имя учебы: где выход?
Об образовании для коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и идеи кочевых школ – говорим с экспертом Дмитрием Анатольевичем Функом – профессором, доктором исторических наук, заведующим кафедрой этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
- В советское время на Севере была развита интернатная форма обучения. Сохраняется она и сейчас, но большинство людей, представляющих малочисленные народы, обвиняет её в том, что она лишила их родного языка и культуры.
На самом деле, в отношении образования малочисленных народов Севера в наше время – всё плохо. Есть большое количество поддерживающих государственных программ, есть закон "О языках народов Российской Федерации", есть закон "Об образовании", причем эти законы свежие и достаточно приличные, но постоянно возникает много своих "но".
Сам я родом из Кемерово и в основном занимаюсь изучением народов Южной Сибири, в частности – телеутов. У меня на столе находятся три книги – это, пожалуй, все, что есть в стране в отношении учебных пособий и книг об их культуре и языке. У нас в стране катастрофически не хватает учебников для образования малочисленных народов Севера и нет специалистов-педагогов, владеющих необходимыми знаниями и тем более каким-либо языком народов Севера, способных обучить их и помочь им сохранить свою культуру и язык.
Что касается кочевых школ – то с ними ещё сложнее, потому что педагогу необходимо в этом случае помимо владения знаниями, быть ещё как физически, так и психологически подготовленным к кочевой жизни….