Актуально Чистосердечное признание японского премьера

30 января 2019, 12:12

Япония может разместить военные базы США на Курильских островах, если Россия передаст эти территории Токио, заявил японский премьер-министр Синдзо Абэ.

"Несмотря на то, что согласно Договору безопасности между США и Японией, военные США имеют право использовать земли и мощности на территории Японии, правительство Японии должно дать согласие на то, где именно будут размещены базы", – пояснил глава японского правительства.

Накануне ВЦИОМ провёл исследование, чтобы выяснить, как россияне относятся к требованию японской стороны о передаче части Курил. Согласно полученным результатам об этих претензиях Токио знают 79 процентов респондентов. Три четверти из них выступают против передачи островов Южно-Курильской гряды. Причём 29 процентов опрошенных считают вопрос решённым, а острова – принадлежащими России.

Точка зрения старшего научного сотрудника Центра японских исследований НИУ ВШЭ Виктора Вячеславовича Кузьминкова.

По-моему, это вторая ошибка С. Абэ после его слов о прописке жителей Курил. А может быть, это неточности перевода?

В. Кузьминков: Почему же? С. Абэ достаточно откровенен. В данном случае он ничего нового не говорит. А все те заявления, которые делались им в адрес российских властей о том, что Япония не будет там ничего размещать, и даже американский генерал говорил, что в настоящий момент нет планов размещать на Южных Курилах какие-то базы, – в общем-то, всё это конъюнктурные заявления. На самом деле согласно ст. 5 Договора безопасности американцы имеют право размещать свои базы на любой части территории Японии. Поэтому здесь всё достаточно откровенно и честно сказано.

Шансы Японии на получение островов и раньше были призрачными, а теперь и вовсе, получается, растворились. Как трактуют в России эти его слова? Какой смысл в них хотел вложить С. Абэ? И получилось ли у него донести ту мысль, которую он хотел донести?

В. Кузьминков: У нас ситуацию трактуют однозначно. Я не помню, чтобы кто-то из наших официальных лиц заявлял, что Россия готова передать что-то. Мы готовы были обсуждать территориальный вопрос на основе совместной Декларации. При этом В. Путин всегда подчёркивал, что слово "передача" не говорит о том, что мы готовы передать суверенитет над этими островами. То есть, мы рассматриваем "передачу" как совместное использование. Мы в принципе могли бы эти острова использовать и самостоятельно. Зачем нам совместное с кем-то использование? Но поскольку японцы очень активно в этом направлении нас просят, то мы были не против, чтобы их совместно использовать. А передавать мы ничего не собирались, насколько я помню.

Нынешнее заявление С. Абэ лишний раз подчёркивает, что Япония – союзница США, и все обещания, которые даются ею для того, чтобы как-то снизить нашу подозрительность в отношении этих территорий и которые являются результатом желания склонить нас к каким-то переговорам по территориальному вопросу, достаточно конъюнктурны. И в этом нужно просто себе отдавать отчёт.

Можно ли трактовать слова С. Абэ, как попытку сохранить хорошую мину при плохой игре?

В. Кузьминков: Естественно. Это заявление он сделал сейчас в парламенте. Его там уже начали спрашивать о том, неужели он изменил позицию Японии, которая заключается как раз в требовании возвращения всех четырёх островов. Сегодня он заявил о том, что нет, Япония настаивает на возвращении всех четырёх островов. А все заявления о том, что японская сторона согласилась на два острова, – это всё, в общем, переговорные уловки, не более чем. Япония не меняла своей официальной позиции, а она заключается именно в требовании вернуть все четыре острова. Я считаю, мы должны исходить именно из этой позиции Японии, и, соответственно, строить с ней переговоры. На данном этапе я не вижу никаких перспектив решения этой проблемы. Её просто нужно закрыть и перейти к переговорам, например, о заключении договора о добрососедстве. Лучшие отношения с Японией у нас, кстати, были, когда территориального вопроса для СССР не существовало в советское время. У нас и товарооборот был гораздо большим, чем сейчас. Японцы как раз всё понимают, когда мы так ведём диалог. А когда мы начинаем с ними заигрывать, то это приводит вот к таким ситуациям.

С. Абэ в итоге стал заложником собственных политических амбиций?

В. Кузьминков: Не только С. Абэ. Японская сторона – в общем-то, заложница собственной позиции, которую она искусственно создала. В 60-е годы ею была придумана "территориальная проблема", так называемые "северные территории". До этого никаких "северных территорий" в природе не существовало. Поскольку японцы от Курильских островов отказались по Сан-Францисскому мирному договору, им нужно было что-то придумать. Вот они и придумали, и эти территории определили в своём законодательстве как исконно японские. Теперь они сами являются заложником собственной позиции. То есть, они ничего не могут без них сделать.

­Чистосердечное признание японского премьера

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация