Актуально Всему русскому в Латвии нет места
• Кто и зачем распускает слухи про мэра Риги о том, что Нил Ушаков арестован, а "топившие" его националисты добились своего? В реальности Н. Ушаков по-прежнему на свободе и в должности, а развязавшие войну с ним латвийские власти рискуют укрепить положение своего оппонента ещё больше. Впрочем, это нельзя назвать хорошей новостью ни для России, ни для русскоязычных.
Латышские СМИ, сообщившие о задержании Н. Ушакова, поторопились, а в ряде случаев выдали желаемое за действительное. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией действительно провело обыски в Рижской мэрии и по месту жительства мэра, но сам Н. Ушаков, поблагодарив сотрудников Бюро за профессионализм, заверил рижан, что даже подозрений на его счёт высказано не было. Никакой процессуальный статус к нему не применён, а Рижская дума продолжает работу в нормальном режиме. Расследование вообще касается нарушений, допущенных при закупке общественного транспорта. Н. Ушаков гнёт свою линию и наотрез отказывается уходить в отставку, к которой его призывает президент страны. По словам Н. Ушакова, никаких противоправных действий он не совершал.
Мнение профессора Санкт-петербургского университета, президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Николая Маратовича Межевича.
Насколько понятно, юридических оснований распустить Рижскую думу и отставить Н. Ушакова с поста мэра не существует?
Н. Межевич: Не существует.
Премьер, президент, Бюро по расследованию коррупции призывают его уйти в отставку, а он, прекрасно зная, что снять его никто не может, никуда не уходит. Почему?
Н. Межевич: Сведение счётов с неугодными через коррупционные обвинения – это вообще не новость в мире. И тем более не новость в Прибалтике. В постсоветский период это излюбленное обвинение в адрес тех политических деятелей, которые хотя бы на миллиметр отклоняются от генеральной линии. А генеральная линия в Латвии достаточно очевидна. Это линия на тотальное закрытие русских школ, на ограничение русского языка всюду вплоть до использования его в семье и т.п.
Н. Ушаков – сторонник компромисса. Он в хорошем смысле этого слова дипломат. Он не даёт решить вопрос радикалам так, как они этого хотят. А именно: топором и сплеча. И поэтому сейчас основной удар направлен на него. Не на малочисленную группу русских активистов, которые полноценно отстаивают интересы русской общины, а она, между прочим, в Риге составляет примерно 50 процентов населения. Так вот, русскоязычная община там малоактивна, почти подавлена репрессиями двумя видами полиции безопасности. Поэтому для разнообразия к Н. Ушакову предъявляют не политические, а коррупционные, то есть уголовные обвинения. Но хочется напомнить, что в Латвии, что в России подобные вещи решает суд. Но об этом пока нет даже и речи.
Тем не менее, давление, которое оказывают на Н. Ушакова, можно назвать сугубо политическим. Партия Н. Ушакова "Согласие" стабильно выигрывает выборы, причём не только в Рижскую думу, но и в Латвийский сейм.
Н. Межевич: И стабильно ей не дают сформировать правительство. В результате правительство в Латвии сформировала самая маленькая партийная фракция, что, в общем, является не демократией, а издевательством над демократией.
Насколько значима должность мэра города, чтобы так давить, используя даже такие методы, как обвинение в коррупции?
Н. Межевич: Это не город, а столица. Это все равно, если спросить в России, насколько значима должность мэра Москвы.
Как дальше будут развиваться события? Может ли Н. Ушаков опасаться теперь вполне возможно вообще за свою жизнь?
Н. Межевич: Думаю, что это всё-таки не Ближний и не Средний Восток. За свою жизнь опасаться не надо. А вот политического давления и попыток сшить дело из материала заказчика, да, безусловно, опасаться господину Н. Ушакову следует.
Насколько действительно поддерживают Н. Ушакова сейчас жители Риги?
Н. Межевич: Н. Ушаков – фигура компромиссная. Многие латыши и русские голосуют за него, просто понимая, что межнациональный конфликт в столице – это самое последнее, что нужно Латвии как государству.
В случае если его удастся выдавить из политики, насколько это сильно скажется на русскоязычном населении Латвии?
Н. Межевич: Это очень сильное давление, ибо ставит под вопрос работу фракции в Сейме (парламенте) и дестабилизирует итак едва сложившийся партийно-политический консенсус в Латвии.
Как интересно в Евросоюзе смотрят на эту ситуацию? Ведь наверняка рапортуют латышские власти о том, что русскоязычное население у них находится в полном порядке, никакого давления не оказывается, а на деле… Неужели они не могут не понимать этого безобразия?
Н. Межевич: Все, кому надо знать реальную ситуацию, безусловно, её знают. Что касается среднестатистического депутата Европарламента, то он с трудом отличает Латвию от Литвы, а может, не отличает и вовсе.
Всему русскому в Латвии нет места
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.