Картинка

Актуально Зачем нужна реформа оплаты поездок в московском метро

6 февраля 2019, 12:35

Столичный метрополитен начал разработку системы зональной оплаты проезда, и это немедленно вызвало бурную негативную реакцию. Многие отстаивают устаревшую – ещё советскую – систему тарификации.

Почему метрополитен заказал систему зональной оплаты именно сейчас? Всё очень просто. В конце 2019 года или в начале 2020 года проходящие через Москву электрички станут полноценной частью городского транспорта. И, как обещают в мэрии, оплачивать их можно будет с помощью карты "Тройка". Сейчас пользоваться электричкой в Москве заметно менее удобно, чем остальными видами транспорта, именно из-за необходимости покупать отдельный билет. И единственное, о чём пока умалчивают власти: будет ли пересадка на электрички бесплатной для пассажиров, как это сделано на МЦК, или платной, как на трамвай или автобус за исключением некоторых тарифов.

Эксперт – старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Никита Александрович Крупенский.

Когда мэрией не проводится хорошая подготовительная работа для того, чтобы объяснить горожанам, а что происходит, всегда возникают панические настроения в Интернете. Зачем нужна зональная оплата проезда в Москве и чем плоха существующая? Договориться никак не могут?

Н. Крупенский: Понятно, что есть определённый негативный эффект у зональной оплаты. Люди вообще тяжело привыкают к каким-либо изменениям, тем более, если им действительно адекватно не объяснили, для чего это делается. Зональная тарификация – это на самом деле положительный тренд. Эту систему тарификации нужно было ввести уже давно с учётом разрастания территории Москвы и увеличения пассажиропотока. Эта практика есть и за рубежом. Во всех крупных мегаполисах мира действует зональная система тарификации.

Другой вопрос – как её осуществлять. Мы этого пока не знаем, как это будет происходить в Москве. Но если исходить из здравого смысла, то зональная система несёт две функции. Первая функция – фискальная. Использование тарифных зон позволяет с помощью незначительного увеличения расходов потребителей повысить в значительной степени доходность оператора. В данном случае московского метрополитена. Метрополитен сегодня убыточный…

Это понятно. У нас всегда, когда что-то происходит, говорят, что метрополитен убыточен. Некоторые усмотрели в реформе оплаты некую схожесть с лондонским метро, где всё дорого, и потребитель за каждый километр платит какие-то сумасшедшие деньги. Так ли это будет? Говорят, что новая схема зональной оплаты содрана с лондонской системы оплаты?

Н. Крупенский: Если исходить из общей практики, в Лондоне на самом деле не такое дорогое метро. Во-первых, мы должны исходить из того, что доход населения там иной и в другой валюте. Если вы покупаете не разовую поездку на метрополитен, а абонемент, то на самом деле стоимость поездки получается не такой уж и большой. Конечно, она выше, чем в Москве, и в Москве она точно не будет такой. И что очень важно: зональная тарификация – это перераспределение пассажирского потока. Зональная система позволяет более гибко подходить к вопросу перенаправления пассажиропотоков. Метро, в принципе, перегружено, и зональная система будет стимулировать перераспределение этих потоков. Пассажир будет выбирать, как ему удобнее ехать: пересесть на автобус с какой-то станции либо продолжить поездку на метрополитене. В данном случае появляется выбор, и это правильно.

­Зачем нужна реформа оплаты поездок в московском метро

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация