Авторские материалы За лжедонос – запрет на соцсети
Персоны
Необычное судебное решение: в Мордовии за ложный донос несовершеннолетней девушке запретили пользоваться социальными сетями в течение восьми месяцев. На чем основан такой вердикт? И как проконтролировать выполнение судебного решения? В этих вопросах разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В мае прошлого года в правоохранительные органы обратилась 17-летняя жительница Саранска. Она сообщила, что ее изнасиловал знакомый мужчина. Принимая заявление, следователи предупредили девушку об ответственности за ложный донос. Но она настаивала на своем. Началась проверка. Следователи выяснили, что никакого изнасилования не было. Девушка просто решила таким образом отомстить знакомому, который отказался с ней общаться. Уголовное дело против мужчины возбуждать не стали. Зато возбудили его против оговорившей подруги. За заведомо ложный донос грозит до 3 лет тюрьмы.
Рассматривая эту ситуацию, суд посчитал, что обвиняемая может исправиться без назначения серьезного наказания. Само уголовное дело было прекращено. К несовершеннолетней суд применил меры воспитательного характера. А именно: предупреждение и запрет на использование социальных сетей сроком на 8 месяцев. Хотя полностью от Интернета девушку отлучать не стали.
Решение, хотя и не типичное, укладывается в логику уголовного законодательства, поясняет руководитель Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев. Суд имел все основания отключить несовершеннолетнюю от социальных сетей.
КНЯЗЕВ: Такое наказание, как ограничение определенных действий, предусмотрено Уголовным кодексом. Хотя такое бывает редко. Особенно по поводу Интернета. Например, осужденным часто бывает запрещено покидать дом после 22 часов. Появляться в местах скопления людей, в ночных клубах, ресторанах и т.д. То есть ограничения суд накладывает. Сейчас Интернет распространен. Что касается самого приговора суда – его стоит приветствовать. Не стали девушке ломать жизнь, в столь юные годы.
В Уголовном кодексе есть специальный раздел: несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от ответственности, если будет признано, что для его исправления достаточно мер воспитательного характера. Они могут быть самыми разными. К примеру – "ограничение досуга или установление особых требований к поведению". Причем в законе специально оговаривается: "перечень таких мер не является исчерпывающим". Этой свободой и воспользовался суд, определив, что жительница Саранска должна остаться на несколько месяцев без привычных социальных сетей.
Другой вопрос – как проконтролировать выполнение этого решения. По словам гендиректора компании Zecurion Алексей Раевский, это будет сделать очень трудно.
РАЕВСКИЙ: Я даже не представляю, как можно ограничить доступ к социальным сетям, оставив при этом доступ ко всем остальным сайтам. Разве что судебный пристав будет все время ходить за этой девушкой, заглядывать через плечо и смотреть, не заходит ли она в социальную сеть.
Можно потребовать от соцсетей заблокировать аккаунт. Но девушка в этом случае может завести новый. Проследить же, что она пользуется социальными сетями, обычному провайдеру не под силу, продолжает Алексей Раевский. Да и в социальную сеть можно войти не только с домашнего компьютера.
РАЕВСКИЙ: На практике ни у кого такого оборудования нет. Здесь речь идет о так называемой глубокой инспекции. Это очень продвинутая технология. И вы же понимаете, что помимо домашнего провайдера есть еще и мобильный провайдер. Можно купить новую сим-карту. Можно купить сим-карту на подружку. Попросить, чтобы она купила сим-карту.
Так что суду, видимо, придется рассчитывать только на сознательность жительницы Саранска. Хотя в случае, если решение о запрете пользования социальными сетями ею будет все же нарушено, и это каким-то образом выяснится, то правоохранительные органы будут вправе возбудить новое уголовное дело. А во второй раз суд может назначить уже полноценное наказание.