Актуально Украинские власти делают всё, чтобы Москва не признала итоги президентских выборов
Персоны
Украинские власти, то ли осознанно, то ли нет, делают всё для того, чтобы Москва не признала результат грядущих президентских выборов. Ключевым моментом в этой истории становится решение Киева отказать российским наблюдателям в праве следить за выборами даже в составе комиссии ОБСЕ.
Верховная рада приняла закон, запрещающий представителям России принимать участие в выборах на Украине в качестве наблюдателей. За это решение проголосовали 232 парламентария при необходимом минимуме в 226 голосов. Теперь этот закон должен подписать президент страны. Согласно новому акту официальным наблюдателем от иностранных государств или международных организаций на выборах президента Украины не может быть лицо, являющееся гражданином государства, признанного Верховной радой государством-агрессором, а также лицо, предложение по которому инициировано или внесено такой страной.
Не обошлось тут и без американских кураторов Киева. Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил, что наблюдатели из России могут получить допуск к работе на выборах только в составе миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека. Однако с ним сразу поспорил украинский МИД в лице пресс-секретаря Екатерины Зеленко. Она напомнила, что официальные украинские наблюдатели не ездили на выборы президента России в 2018 году, поэтому пусть и россияне теперь не приезжают на Украину.
На связи со студией эксперт Российского совета по международным делам, доцент РГГУ Александр Владимирович Гущин.
А. Гущин: Понятно, что это заявление пропагандистско-тактического плана. Если же говорить вообще об этой ситуации, она возникла неслучайно именно сейчас, потому что в Украине началась активная фаза предвыборной кампании по выборам президента страны. Результаты этих выборов непредсказуемы, а положение нынешнего президента П. Порошенко довольно шаткое, даже несмотря на то, что, судя по некоторым последним опросам, антирейтинг у него несколько сокращается и шансы выхода во второй тур у него есть. Решения, которые приняты относительно российских наблюдателей, укладываются в общую канву событий, куда можно уложить и последние решения по изменению конституции Украины с точки зрения твёрдого закрепления её курса на Запад в сторону НАТО, и все другие меры идеолого-политического характера, предпринимаемые властью, которые в условиях отсутствия каких-то успехов в социальной повестке, активно эксплуатируют этот фактор. В феврале и марте вполне можно ожидать продолжения подобного рода как политических заявлений, так и возможных провокаций, которые будут иметь военное измерение.
В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что присутствие наблюдателей от России на выборах якобы может стать поводом информационных атак путём искажения фактов относительно избирательного процесса. Как это можно перевести на понятный язык?
А. Гущин: Они, видимо, подозревают российских наблюдателей, которые могут оказаться на Украине, в какой-либо деятельности, направленной на дискредитацию, с их точки зрения, выборов, как они их видят. В последнее время в Украине неоднократно говорилось о том, что Россия может предпринять и хакерские атаки, и любым другим путём попытаться вмешаться в выборы. Даже называлась сумма в 350 млн, которые якобы Россия готова бросить для изменения и обеспечения нужного ей результата на выборах. Но мы понимаем, что это сугубо пропагандистский ход и реально всё это невозможно.
Что касается участия россиян в качестве наблюдателей в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ, решение Украины вызвало не только сдержанную реакцию К. Волкера, но и самой ОБСЕ, которая напомнила Киеву о том, что это противоречит тем нормам, которые Украина на себя брала. Но Украина сделала проще. Она вообще сделала так, чтобы ни один человек не мог от России участвовать. Фактически этим, конечно же, нарушается в какой-то степени принцип Конференции по человеческому измерению (Копенгагенская декларация 1990 года), тем не менее, Украина на это идёт. Не думаю, что это какой-то непродуманный, глупый шаг с её стороны. Думаю, что эта ситуация ещё не закончилась на самом деле, и февраль покажет (есть мнение, что 11 февраля всё-таки российские наблюдатели прибудут), как эта ситуация будет развиваться. Поэтому в феврале и марте можно ожидать определённой эскалации как по этому направлению, так и по ряду других.
В ОБСЕ недопуск российских наблюдателей уже назвали недопустимым, хотя БДИПЧ начало свою работу на Украине без россиян. И получается, что, если не допускать российских наблюдателей, это ставит под вопрос легитимность выборов. Сможет ли ОБСЕ после того, как россиян откровенно не пустят наблюдать за выборами, говорить, что выборы прошли гладко и законно?
А. Гущин: В последнее время в российском информационном поле активно обсуждается вопрос о признании и непризнании выборов на Украине со стороны России. Это довольно дискуссионный вопрос. Многие эксперты говорят, что, возможно, России стоит и не признавать результаты этих выборов, имея в виду вероятную победу П. Порошенко, которая во многом будет обеспечена административным ресурсом с согласия региональных властей и Центральной избирательной комиссии. Что касается ОБСЕ, сейчас между Западом и Украиной складывается такая конфигурация, в которой американское влияние настолько сильное, что для непризнания выборов на Украине со стороны западных структур должно произойти нечто экстраординарное, чтобы это случилось. Если же будут даже нарушения, но при этом не будет каких-то экстраординарных негативных событий, Запад в целом эти выборы признает, потому что это всё лежит в русле его геополитических и геостратегических интересов. И прежде всего, США.
Многие эксперты считают, что грядущие выборы на Украине не обойдутся без массовых подтасовок, предвыборных скандалов и даже возможных арестов. Каков ваш прогноз?
А. Гущин: Наиболее вероятен выход во второй тур двух из трёх основных кандидатов: Зеленский, Тимошенко и Порошенко. Думаю, что без жёсткого применения административного ресурса, и здесь очень важна будет позиция Авакова, президенту вряд ли обойтись. Судя по тому, кто присутствовал на его форуме, когда он выдвигался в президенты, на мероприятии были силовики и было очень много представителей региональной элиты. Да, нескольких знаковых политиков не было. Например, не было бывших президентов Украины. В частности, Кучмы. Кравчук вообще был у Тимошенко на выдвижении. Тем не менее, силовая консолидация на данный момент прослеживается. Был также ряд заявлений региональных руководителей, которые заявляли о своей лояльности режиму. Другое дело, как эта ситуация будет разворачиваться в конце марта, сейчас прогнозировать сложно, учитывая вариативность украинской политики. Но тот факт, что административный ресурс будет использоваться, безусловно, очевиден.
Плюс ко всему не будут принимать участия в голосовании несколько миллионов человек. Это Донбасс, это фактически те люди, которые находятся на территории России. Довольно мало будет, кстати, участков в Польше. Отсутствие этих людей на выборах льёт воду на мельницу нынешних властей. Плюс ко всему отсутствие избирателей – это возможность для вбросов и фальсификаций, в том числе и на Западной Украине, особенно в малых и небольших городах. Поэтому эти технологии, конечно, будут использоваться и в первом, и, возможно, во втором турах.
Кроме военного положения, есть ещё какие-то у действующего президента возможности неожиданно накануне выборов их перенести или вообще отменить?
А. Гущин: Думаю, если будет какая-то серьёзная военная эскалация или совершены какие-то криминальные действия физического характера в отношении каких-то лидеров украинского истеблишмента, тогда можно будет это мотивировать. Нельзя сбрасывать со счётов, что возможно возникновение экстраординарной ситуации. Но пока всё-таки вероятность того, что голосование будет, по крайней мере, в первом туре, превалирует. Хотя вероятность возникновения экстраординарной ситуации, во многом сознательно сконструированной, исключать тоже нельзя.
Украинские власти делают всё, чтобы Москва не признала итоги президентских выборов
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.