Авторские материалы Наши в Берлине: "Кислоту" и "Мальчика русского" встретили овациями
Проблемы современной молодежи и музыка Рахманинова: на кинофестивале в Берлине показали два российских дебюта – "Кислоту" Александра Горчилина и "Мальчик русский" Александра Золотухина. Оба фильма были встречены публикой продолжительными овациями. О русских картинах на Берлинале рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Жаль, конечно, что в основной конкурс Берлинале русские кинематографисты не попали. Зато на приз за лучший дебют претендуют сразу двое, в двух параллельных программах: в "Панораме" – "Кислота" Александра Горчилина – манифест поколения 2010-х, уже награжденный на "Кинотавре" и отгремевший в прокате фильм, – и пока еще не виденный никем в России "Мальчик русский" Александра Золотухина, картина очередного выпускника выдающейся, в этом уже никаких сомнений, мастерской Александра Сокурова.
Горчилин и Золотухин – новые имена, молодые режиссеры; вместе с тем ученики маститых и известных на весь мир художников. "Кислота", молодежная агрессия и энергия которой вызвала энтузиазм у берлинской публики, показывает сегодняшних молодых с их бесперспективным, но от этого еще более отчаянным поиском смысла собственной жизни, вплоть до самоистязаний – один из персонажей выпивает кислоту и теряет дар речи. К этому прилагаются конфликты с родителями и друг с другом, разоблачение всеобщего лицемерия и уничтожение грани между игрой (все же персонажи еще очень юны) и реальностью.
"Мальчик русский" тоже ставит в центр действия тинейджера, но столетней давности. Безупречно сыгранный Владимиром Королевым деревенский паренек Алешка отправляется на Первую мировую немцев пострелять, но в первой же атаке теряет зрение. Он не хочет возвращаться с фронта домой, и его – беззащитного, трогательного, улыбчивого – назначают служить слухачом: у гигантского раструба, направленного в небо, он в специальном шлеме слушает, не приближается ли вражеский аэроплан с бомбами. Этот немудрящий сюжет оформлен в образы невероятной красоты, с приглушенными цветами, размытым изображением, и озвучен музыкой Сергея Рахманинова. И не просто музыкой: оригинальная находка Золотухина в том, что мы смотрим одновременно два фильма вместо одного, и второй – документально снятая и записанная репетиция оркестра "Таврический", играющего два шедевра Рахманинова: один – Третий концерт для фортепиано с оркестром – был написан в преддверии и предчувствии Первой мировой, второй – последнее произведение композитора – "Симфонические танцы" – был впервые исполнен в год начала Великой Отечественной, в 1941-м.
И, смотря "Мальчика русского", мы не всегда понимаем – то ли это история деревенского слухача, озвученная великой музыкой, то ли впечатляющее визуальное сопровождение к этой музыке. Впрочем, и так и эдак конструкция работает, что и признали берлинские зрители, встречавшие фильм на каждом показе аплодисментами.