Картинка

Авторские материалы Воры – вне закона: история и безрадостные перспективы криминальных авторитетов

14 февраля 2019, 19:27

Персоны

Ворам в законе – до 15 лет тюрьмы. Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект поправок в Уголовный кодекс, который предполагает длительный срок заключения за, как сказано в документе, "занятие высшего положения в преступной иерархии". Кроме того, дополнительно полагается штраф до 5 миллионов рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет. Кому адресована эта перспектива ужесточения наказания, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артёмов.

Преступный мир во все эпохи имел своих лидеров и авторитетов. И функции у них были одни и те же – установление неписанного свода правил, решение споров среди “подчиненных”, привлечение новых членов в группировки. А вот названия менялись. Воры в законе – такой термин появился в Советском Союзе в 30-е годы. Себя они именовали элитой преступного мира – входить в этот круг изначально могли только те воры, которые пускались на наиболее сложные виды краж: со взломом замков в квартирах и магазинах, вскрытием сейфов, незаметным опустошением карманов граждан в общественных местах. А также – разнообразные мошенники, как отмечено в Уголовном кодексе, "в особо крупных размерах". В собственном своеобразном "кодексе воровской чести" насильственные преступления – грабежи и убийства – не считались достойным делом.

Вор в законе, по представлениям, принятым в среде, находящийся по ту сторону закона, должен строго придерживаться нескольких положений: полностью отрицать общественные нормы поведения, не сотрудничать с властью ни в какой форме, отказываться от любого производительного труда, не заводить семью. Главная же обязанность – контролировать порядок – в персональном понимании – в тюрьмах и колониях среди заключенных, собирать и распределять общую "чёрную кассу" там же. Наказание всех, кто отступил от уголовных правил – тоже в их компетенции. И здесь – вплоть до убийства.

Высшее уголовное звание присваивалось "авторитету" после неформального обряда "коронации", с обязательным участием в ней других, уже признанных воров в законе.

Со временем они разделили преступное сообщество почти всей страны на сферы влияния. Сохранилось это обособление и после развала СССР. Впрочем, 25 лет назад этот раздел вступил в новую фазу, и многие авторитеты пали жертвами этой борьбы. Из громких разборок последних лет на слуху – гибель Вячеслава Иванькова по прозвищу Япончик и Аслана Усояна по прозвищу Дед Хасан. Кровавые стычки вспыхивали в воровской верхушке и по этническому принципу, и из-за желания верховодить теми или иными отраслями нелегального промысла. А деятельность постсоветских лидеров преступного мира, к слову, давно перешла границы и распространилась во многих странах Европы, Азии и Америки. Кроме того, с 90-х годов все заметнее заявки воров в законе на влияние в экономике и даже политике.

Между тем само определение "вор в законе" уже несёт в себе противоречия. Поскольку конкретные преступные деяния они сами никогда не совершают, а лишь поручают их представителям низших кругов криминальной иерархии, то следователям, по сути, нечего предъявить им в рамках Уголовного кодекса. Есть 210 статья об организации преступного сообщества, но очень мало рядовых участников этих сообществ, готовых дать на суде обличающие показания на своих предводителей. И потому нередки случаи, когда полиция после задержания даже нескольких воров в законе на сходках просто переписывала паспортные данные и отпускала их восвояси. То есть вор, который абсолютно презирает закон, тем не менее находится на свободе под его защитой. И это противоречие предлагается разрешить поправками в ту же 210 статью. Если сейчас вор в законе открыто так называет себя прямо в глаза следователям, уверенный, что ему ничего не будет, то при введении специального дополнения, карающего саму позицию в криминальной структуре, ворам в законе предстоит сделать непростой выбор: либо вновь подтвердить под запись в протоколе свой статус и провести за решеткой от 8 до 15 лет, либо отказаться, опять же протокольно, от него, а значит – автоматически упасть на самое дно той уголовной вертикали, которой он только что единолично руководил.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация