Картинка

Актуально Ведение воздушной разведки у российских границ не может не настораживать

7 марта 2019, 12:12

• Отмечается, что экипаж российского судна подошёл к самолёту на безопасное расстояние, идентифицировал его и заставил удалиться от российских границ. После этого истребитель благополучно вернулся на базу.

Инцидент стал уже третьим по счёту на прошедшей неделе. Границы воздушного пространства ни разу не были нарушены, однако ничего хорошего в этом нет. Эксперты сравнивают ситуацию с преддверием начала Великой Отечественной войны.

Ситуацию комментирует военный эксперт, директор Музея войск ПВО Юрий Альбертович Кнутов.

То, что иностранные военные самолёты постоянно кружат у российских границ, это уже ненормально. А что они, собственно, изучают и для чего?

Ю. Кнутов: Вообще, конечно, западными странами ведётся тщательнейшая разведка и тщательный сбор информации. Они используют даже такие вещи, хотя для этого не самолёты используются, как прослушивание телефонных разговоров командиров частей и выше для того, чтобы составить их психологический портрет и понимать, как они будут действовать в той или иной обстановке. Даже такого уровня разведка может осуществляться вооружёнными силами НАТО. А вообще такие полёты призваны попытаться полностью раскрыть систему ПВО, места дислокации российских вооружённых сил, каких-то военных объектов, центров управления и таким образом составить карту в случае конфликта для того, чтобы нанести первый удар в случае угрозы начала третьей мировой войны. Поэтому вооружённые силы РФ, естественно, всегда препятствуют выполнению такой боевой задачи.

Вообще, когда только появились самолёты в начале XX века, на них не было вообще оружия. Тогда лётчики брали с собой в полёт либо револьвер, либо карабин, либо даже обычную "кошку" с верёвкой. И вот они делали элементы высшего пилотажа для того, чтобы заставить самолёт противника сорваться в штопор и таким образом разбиться. Только потом, когда на самолётах появились пулемёты, родилось понятие воздушного боя. И вот сейчас нашим лётчикам приходится повторять примерно то же самое, что делали русские пилоты в начале XX века.

Наиболее известен случай, когда наш лётчик капитан В. Цымбал в 1987 году прогонял норвежский "Орион". Он тогда тоже сделал несколько серьёзных фигур высшего пилотажа и заставил норвежский самолёт убраться восвояси. С тех пор мы эту практику периодические повторяем тогда, когда противник ведёт себя довольно нагло. А наглость заключается в том, что они приближаются на минимально возможное расстояние к нашей границе и пытаются снять все технические характеристики наших вооружённых сил, в том числе и промышленных предприятий и т.д.

К сожалению, такой массированный сбор информации, конечно, наталкивает на определённые мысли. Более того, используются ведь для разведки и дальние беспилотные летательные аппараты типа "Глобал хок" ("Global Hawk"), у которых технические характеристики для ведения технической разведки достаточно большие. Не так давно один из таких БПЛА летал, в том числе над Донбассом. Поэтому самое главное – эти операции надо срывать. По самолётам-разведчикам нужно работать и с помощью средств РЭБ, и с помощью истребителей дежурных сил. Последние просто подлетают и либо демонстрируют ракеты, которые находятся под крылом самолёта, тем самым показывая, что они могут быть применены, если этот самолёт не уберётся, либо действительно наш самолёт подлетает на определённое расстояние, совершает требуемую фигуру высшего пилотажа, с законцовок крыльев срывается спутная струя, которая нарушает воздушный поток, который находится под крыльями этого разведывательного самолёта, и последний сваливается в штопор. Один-два таких элемента с нашей стороны приводят к тому, что самолёт-шпион прекращает выполнять боевую задачу и уходит к себе на аэродром. Правда, потом американцы это называют непрофессионализмом с нашей стороны, хотя это, наоборот, проявление высшего пилотажа и высочайшего мастерства наших лётчиков.

Сегодня вообще целесообразно использовать для разведки самолёты, если есть те же самые космические спутники-шпионы, которые могут до мельчайших подробностей всё сфотографировать?

Ю. Кнутов: Что касается спутников, нам хорошо известно расписание прохождения этих спутников. Когда какой-то космический аппарат запускается, идёт его идентификация, за ним тщательно следят и через какой-то период времени определяют, каким видом разведки он занимается. И вот когда эти аппараты проходят (оптической, радиотехнической и прочих разведок), мы предпринимаем определённые меры: выключаем всё радиооборудование, загоняем технику в боксы или маскируем её, либо, наоборот, в каком-то месте, где у нас нет ничего, выкатываем эту технику, ставим радиостанции и имитируем активную деятельность наших войск. То есть, спутник можно обмануть. И в мире уже научились это делать достаточно хорошо. А вот когда неожиданно появляется самолёт, то противодействовать ему с точки зрения визуальной и радиотехнической маскировки достаточно сложно. Единственное, что можно сделать, – попытаться его отогнать, чем мы активно и занимаемся.

­Ведение воздушной разведки у российских границ не может не настораживать

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация