Актуально Госдума отказалась выслушать министра экономического развития
• Тема правительственного часа была обозначена так: "О приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Депутатам не понравились ответы министра на вопросы, посвящённые реализации национальных проектов до 2024 года, которые заявлены в указе президента. Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил министру подготовиться, обсудить предварительно вопросы с фракциями, а затем прийти в Думу и предложить варианты действительного развития, потому что данная тема требует конкретного разговора.
Мнение советника Института современного развития Никиты Ивановича Масленникова.
Как расшифровать этот посыл законодательной власти исполнительной?
Н. Масленников: Действительно, подобное событие случилось практически в первый раз за 20 лет. Но оно было ожидаемым, потому что вопросов всё больше и по темпам экономического развития страны, и по социальным последствиям, и к будущему: что мы ожидаем, в какие сроки и каким образом мы к этому подойдём. А вот ответы пока не вполне адекватны. Собственно, на этом разрыве, который совершенно объективен, и возникла эта ситуация. Думаю, что в оценке произошедшего нужно исходить из общественного запроса: объясните, пожалуйста, что будет с экономикой в ближайшие три года и каким образом вы этого будете добиваться? Пока эти ответы запаздывают. Это и было самым главным основанием.
Почему в России не находится понятных слов, чтобы описать экономическое развитие страны? Проблема в том, что нет как таковых планов? Или что?
Н. Масленников: Нам надо покрывать дефицит общения по поводу экономической политики и её содержания со всеми, кого решения правительства и других регуляторов касаются. Мы помним историю монетизации 2005 года, мы помним раздражение общества по поводу повышения пенсионного возраста. До сих пор остаются неразъяснёнными многие вопросы в связи с повышением НДС. Поэтому действительно это проблема системная. Отсутствие взаимодействия между всеми не только ветвями власти, но и между государством, бизнесом и населением приводит к резкому ослаблению диалога внутри общества. Между тем, ни одна структурная проблема российской экономики без постоянного, регулярного, ежедневного насыщенного диалога решена быть не может. Событие, произошедшее в Госдуме, – это знаковое напоминание о том, что осознание необходимости выстраивать хотя бы информационное взаимодействие находится уже в повестке дня.
Есть ещё опасение, что все поручения президента с годами просто размываются. Часто звучат только слова. Похоже, Госдума хочет той самой конкретики, которая должна, наверное, прозвучать уже в апреле, когда Максим Орешкин опять придёт в Госдуму и будет выступать. Успеет он за столь короткий срок что-то подготовить реальное?
Н. Масленников: Вы правы, что дефицит конкретных сведений действительно зашкаливает уже за все разумные пределы. Вся российская экономическая история этого века изобилует подобными заявлениями, остающимися без ответа, умножающими новые вопросы и т.п. Естественно, когда поставлены цели к 2024 году, когда 12 проектов плюс инфраструктурный план, когда огромные триллионы на это вроде задействованы, не только депутату, но и каждому гражданину РФ интересно, а что, как, почему и куда уходят эти самые деньги. Что за тропинки? Что на них будет построено? Что возведено? Это всё естественные запросы. Поэтому это напоминание о том, что у нас не хватает культуры общения по поводу экономики. Это совершенно очевидно.
Достаточно ли у М. Орешкина будет времени, чтобы подготовиться к апрелю? Думаю, что не вполне. Потому что даже чисто технически деньги ещё будут не расписаны, процедуры их выделения не оформлены. Всё это может оказаться опять-таки такой раздачей, кто-то попадёт. Думаю, что правительство сделает свои выводы, потому что вопросы к М. Орешкину относились к нему в меньшей степени, а в большей степени ко всему правительству в целом. Поэтому если опять сейчас устраивать "правительственный час" в апреле, то надо отвечать за все нацпроекты, за их скорость, надо отвечать за разницу в темпах роста: 2,3 процента в 2018 году и прогнозируемых 1,3 процента на 2019 год. В этом смысле М. Орешкин был абсолютно честен. Он привёл те цифры, которые есть, и все свои ожидания.
Но ведь дальше вопрос ставится каким образом? Вы нам обещаете, что 2 процента квартального темпа будут уже во втором полугодии на основе начатого финансирования национальных проектов. Но объясните, когда оно начнётся, где и что? Там ведь была очень любопытная ситуация, когда сразу М. Орешкин не смог ответить, сколько будет денег выделено в этом году. Потом, естественно, уже бюджетный комитет со второй-третьей попытки нашёл цифру в 1,7 трлн рублей. Ну а этого достаточно для того, чтобы ускориться? Ответ на этот вопрос мы и должны услышать в апреле, причём не только от господина М. Орешкина. Думаю, что представительство правительства должно быть гораздо шире. Уж, как минимум, глава экономического блока должен присутствовать.
Госдума отказалась выслушать министра экономического развития
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.