Картинка

Актуально Крушение новейшей модификации "Боинга" в Эфиопии

11 марта 2019, 12:12

• Как и полгода назад у острова Ява, через несколько минут после взлета пилоты доложили о неисправности, после чего самолет был обречен. В компании "Боинг" о дефекте предпочитают молчать. Около 300 Boeing 737 Max 8 сейчас совершают рейсы в разных уголках мира — и каждый из них может обернуться катастрофой.

Сходство двух катастроф для новейшего самолёта, начинающего свой путь в авиации с таких трагедий, пугает. Оно заставляет авиационных экспертов настороженно относиться к новому самолёту.

Эксперт – председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный летчик СССР Олег Михайлович Смирнов.

Что могло привести к этой трагедии?

О. Смирнов: Во-первых, я бы не стал торопиться с выводами о причинах авиакатастрофы. Сейчас назначена госкомиссия, которая исследует данную катастрофу и выйдет на конкретные причины. По имеющимся снимкам останков самолёта есть надежда, что самописцы ("чёрные ящики") сохранились. После того, как они могут быть найдены и расшифрованы, будет раскрыта вся картина произошедшего. Потому как там будут указаны показания работы всех приборов, двигателей, электроники, электрики и т.д. А во втором самописце будет зафиксированы разговоры экипажа внутри кабины, связанные с этим происшествием. И тогда посекундно можно будет просчитать полёт и выявить истинную причину произошедшего.

Расшифровка предыдущей трагедии с этим самолётом в прошлом октябре у берегов Индонезии показала, что тогда экипаж более 20 раз предотвращал опускание носа самолёта, которое вызывала автоматическая система, установленная на этом новом типе данных лайнеров. По мнению экспертов, эта система получала неверные данные с датчиков и пыталась предотвратить опасную конфигурацию, которой на самом деле и не было.

Это может быть системной ошибкой производителя? Что в таких случаях происходит? Отзывают обратно все проданные самолёты?

О. Смирнов: Выводы по истинным причинам крушения может сделать только комиссия. Но вы абсолютно правы, что причины данной катастрофы напрашиваются, потому что они имеют фотографическое сходство с причинами авиакатастрофы в Индонезии, произошедшей несколько месяцев назад ровно на таком же типе самолёта. Напрашивается аналогия, что причины могут быть теми же. И если это подтвердится, а это несложно подтвердить после расшифровки, то тогда очень серьёзно надо спросить с производителя данного самолёта за допущенные погрешности в электронике, которая управляет полётом самолёта.

И тогда будет очевидным, что причиной как этой катастрофы, так и других является передоверие экипажами (так готовятся экипажи во всём мире) пилотирования электронике самолёта и неспособность экипажей взять самолёт, как это было в нашей стране всю жизнь, на ручное управление. Экипажи должны уметь это делать, быть обученными этому и завершить полёт благополучно.

Вообще, это проблема планетарного масштаба. Ею занимаются и ИКАО, и все национальные авиации. Для России это уже тоже очень актуальный вопрос, потому что у нас в стране эксплуатируются сотни "Боингов" различных модификация со схожей электроникой. И надо предпринимать соответствующие профилактические меры во избежание подобных мрачных окончаний полётов. Потому что полёт "Боинга" в Эфиопии не имел ни одного внешнего основания, чтобы закончиться так трагически: погода отличная, полёт происходил днём, никаких опасных метеоявлений не было.

Российские лётчики что делают? Отключают эту систему и сами управляют самолётом. Зарубежные пилоты на это не способны?

О. Смирнов: Да. Их так обучают. К сожалению, и в России некоторые авиакомпании берут пример с западных методов обучения пилотов. Всегда раньше российских лётчиков обучали следующим образом: если происходит отказ двигателя, электроники, электрики и т.д., командир даёт команду на отключение автопилота и берёт управление на себя. И дальше лётчик, который обучен этому, руками, всеми фибрами своего тела уже чувствует самолёт. А не так, как это произошло в Индонезии и в Эфиопии, когда хороший самолёт вдруг упал. Для чего пилоты тогда сидят в этом самолёте? Если "чёрные" ящики найдут и те окажутся в рабочем состоянии, расшифровка их займёт несколько дней.

­Крушение новейшей модификации "Боинга" в Эфиопии

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация