Актуально Плюс газификация всей России...
• Вопрос с газификацией России может быть полностью решен за 10 лет. В 2019 году уровень газификации вырастет на 1 процентный пункт, сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным.
На встрече В. Путин поручил главе "Газпрома" подготовить предложения по ускорению темпов газификации российских населённых пунктов.
Эксперт – председатель Совета директоров инжиниринговой компании "2К АУДИТ", вице-президент Российского союза инженеров Иван Анатольевич Андриевский.
Итак, XXI век... В России к газовой трубе подключено 68,6% населения. Для страны, где газ – национальное достояние, это какие-то не очень серьёзные цифры. А вы как думаете?
И. Андриевский: Здесь надо обратить внимание на систему расселения в РФ и структуру городов. В России крупных городов с населением больше 100 тысяч человек – всего примерно 160. Остальные – это довольно маленькие города, расположенные в достаточно не удобных для целей газификации районах: в горных районах, там, где много рек, в лесистой местности. И получается, так, что в действительности большинство населения РФ пользуется трубным газом уже давно. Но есть также много населённых пунктов, в которых живёт очень мало людей, куда проведение трубного газа является крайне убыточным, но при этом туда все равно надо тянуть газ. Получается дорогое удовольствие. Этим и объясняется задержка.
У нас в последнее время много говорится о том, что и деревянные дома надо строить на селе, что и население стало больше уезжать из городов, что и деревню поднимать нужно, и новые посёлки строить. Это всё говорит о том, что в стране растёт сельское строительство. Однако понятно и то, что к новому дому, особенно находящемуся в старых посёлках, куда до сих пор труба не протянута и где всё ещё живут за счёт печек, подключить газ стоит в России удивительно больших денег. Почему?
И. Андриевский: Первое. Потому что это не "Газпром", а те организации, которые тянут газовые сети, выставляют такие высокие цены. Газ тянуть дорого, потому что нужно проводить большой объём земляных работ, кроме того, у нас довольно серьёзные требования к безопасности при проведении газовой трубы и подключении её к дому. И второе – что эти работы сконцентрированы в руках нескольких организаций, которые монополизировали эту работу, а другие организации к этой работе не опускаются. Поэтому они и выставляют те цены, которые считаются высокими. Да, действительно протянуть газ к дому, даже в Московской области, – это не только дорого, но и проблематично. Ещё надо бегать за людьми, которые это делают, и упрашивать.
Не понимаю, как можно монополизировать национальное достояние?
И. Андриевский: Это не национальное достояние, а работы по проведению трубы к дому.
Выгнать их надо и нанять других людей, которые не будут задирать цены. Всё же просто. Есть в Москве метро. Мы им пользуемся и платим за то, что ездим на поездах. Когда линию метро проводят в новый район, никто ведь не приходит к жителям районе и не требует, чтобы те скинулись по 500 тысяч рублей каждый, потому что властям сейчас не на что строить тоннель. Люди платят только по факту – за пользование. Здесь речь идёт о том же самом. Дело должно обстоять, как и с федеральными трассами, как и со многим другим, что строит государство, а потом предлагает людям платить за пользование. А с газом происходят перекосы. И это очень серьёзная проблема. Президент требует ускорить темпы газификации. А ведь слово "ускорить" означает, что надо выкинуть с рынка всех посредников, которые наживаются на этом.
И. Андриевский: В правильно сказали.
Значит, должна быть какая-то определённая методика. Ведь можно к этому прийти?
И. Андриевский: В России преобладает поселковая система расселения населения. В стране очень много маленьких посёлков. Поэтому разработанный проект для того, чтобы протянуть трубу низкого давления к каждому посёлку и развести от этой трубы газ трубами к каждому дому, оказывается просто убыточным, потому что в посёлках живёт мало людей, недостаточно. Вот если в посёлке 1500 домов, а это уже ближе к посёлку городского типа, тогда да, этот проект становится выгодным. Но у нас таких посёлков мало. У нас очень много посёлков, где по 50-100 домов, что уже очень хорошо, а ещё больше посёлков, где по 30 домов. Вот эта поселковая система расселения не выгодна для газификации.
Плюс оттуда ещё произошёл мощный отток населения в течение последних 30 лет. Люди оттуда уехали, остались единицы, и вот они и просят протянуть к ним газ. Да, вроде как нужно протянуть им газ, но сделать это получается очень дорого. Это первое. Надо заниматься укрупнением посёлков, в которых проживают наши люди. То есть, создавать там больше условий для хозяйствования.
Второе. Необходимо увеличить количество организаций, которые могут протягивать газ низкого давления. Между ними появилась бы конкуренция по цене, и они смогли бы это делать.
Третье. Что касается дорог и метро, эти примеры не являются релевантными по отношению к газу. Это другая статистика и другая системы прокладки для большего количества пользователей и т.д. Как правило, проводка г аза осуществляется в тех местах, где хорошая заселённость.
Вопрос, который повис сегодня в воздухе: почему посредники, которые не имеют отношения ни к национальному достоянию, ни к населению, качают за счёт газовых труб просто безумные деньги, тем самым приостанавливая развитие газификации наших территорий?
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.