Авторские материалы Свобода от детей или бегство от своих страхов?
Персоны
Карьера, материальные блага, хорошая фигура или дети? По данным ВЦИОМа, 6% российских пар выбирают собственное благополучие. В крупных городах приверженцев идеологии чайлдфри (от англ. – свободных от детей) гораздо больше. В Москве, например, их 17%. Для них первичны самореализация, развлечения, поддержание хорошей физической формы. Они не разделяют семейные ценности, связанные с воспитанием детей. В чем причина таких настроений и не кроется ли в них угроза для демографии – заинтересовалась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Пеленки, детские болезни, бессонные ночи – увольте, это не к нам: движение чайлдфри набирает обороты в России. Эти люди могут иметь детей, у них самый подходящий возраст (от 20 до 30 лет), есть для этого финансовые возможности. Но они не хотят. По убеждениям. И таковых – 6%. Сами люди с психологией чайлдфри называют разные причины. Чаще всего звучат эгоистичные заявления о том, что дети – помеха карьере, личностному росту, формированию полного достатка, возможности путешествовать и даже – сексу. Есть уже и чайлдфри-экологи. Они объясняют свой отказ от детей заботой о планете. Скорее всего, им просто больше нечем выделиться, считает руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров.
ЕЛИЗАРОВ: Люди, которые отказываются от рождения детей, прикрывая это заботой о населении мира, наверное, прикрывают свою реальную позицию. Да, на Земле сейчас 7,5 млрд, и большая часть живет в сложных условиях, есть проблемы. Но если не будет воспроизводства населения, то зачем нам сберегать эту самую планету?
На самом деле большинство чайлдфри – примкнувшие к этому движению по незнанию. Они не имеют собственных убеждений, а следуют модным тенденциям и веяниям. Тем более что в соцсетях и глянце их в эту веру активно обращают, уверена семейный психолог Ирина Корчагина.
КОРЧАГИНА: Сейчас такой образ независимой женщины, нацеленной на карьеру. Он очень широко предлагается глянцевыми журналами. И это действует.
Это очень поддерживается современными мужчинами. Они часто не заинтересованы в рождении детей и убеждают в этом своих партнерш. Женщина в такой ситуации вынуждена изображать стремление к бездетности, продолжает Ирина Корчагина.
КОРЧАГИНА: Мужчины впали в такой эгоизм. И девочки (я сталкиваюсь с этим в своей работе) не надеются на мужчин. Им нравятся развлечения, им нравится погоня за ценностями, поэтому, не рассчитывая на мальчиков, девочки начали сами создавать себе "беличьи запасы", а на это нужно время.
Сказывается и время, в которое формировались люди, которые не хотят иметь детей. Ведь они росли в 90-е годы. Их еще называют "поколение жесть". Дня них идеология чайлдфри – это отрицание собственного детства. Возможно, месть родителям, которые уделяли им мало внимания. Своеобразный "плевок" в семейные ценности, к которым их не приобщили, считает Ирина Корчагина.
КОРЧАГИНА: Произошел разлад: когда люди были сильно заняты погоней за материальными благами, меньше уделялось внимания семье. Сейчас немного к этому вернулось. Я надеюсь, что все-таки это сдвинем с места. Но пока это – данность.
На самом деле 6% заявляющих о чайлдфри-убеждениях (а в реальности это 3 – 4%) – это некритично. Большая часть современной молодежи, а тем более те, кому за 30, – это убежденные сторонники продолжения рода. А среди бездетных людей под 40 и вовсе нет тех, кто сознательно отрицает радость родительства, обнадеживает Валерий Елизаров. Отказ от детей в нашем обществе все-таки – нонсенс.
ЕЛИЗАРОВ: Это, скорее, социальная патология, чем социальная норма. А те данные, которые есть, говорят, что очень маленькая часть женщин, отвечая на вопросы "сколько детей они хотели бы иметь?", "сколько ожидают иметь?", отвечает, что не хотели бы иметь детей. Таких всего 3 – 4%, которые сказали, что не хотели бы иметь детей. А больше половины хотели бы иметь 2, 3 и более.
Важно, чтобы эти настроения были подкреплены возможностями иметь детей. Ведь одно дело – декларировать желания, говорят социологи, а другое дело – реализовывать эти планы.