Картинка

Актуально Крушение "Боинга" в Эфиопии: виновата техника

18 марта 2019, 12:12

• Об этом заявила министр транспорта Эфиопии Дагмавит Могес. По данным бортового самописца индонезийского "Боинга", причиной крушения стали сбои в работе приборов.

Следователи из Эфиопии и США заметили явное сходство между катастрофами рейсов 302 и 610. Их изучат подробнее в ходе расследования. Доклад по данным с бортовых самописцев опубликуют в течение месяца.

Автоматическая система MCAS, установленная на этом новом типе самолётов, автоматически опускает нос самолёта вниз, если считает, что он задран слишком высоко, и таким образом предотвращает сваливание – резкое падение подъёмной силы из-за срыва потока. Однако в случае нештатной ситуации нос лайнера из-за этой особенности может опуститься так, что пилот попросту не сможет выровнять самолёт и тот уйдёт в пике даже при ручном управлении.

На прежних версиях самолётов "Боинг" эту систему не устанавливал, а о том, что она теперь есть на модели MAX корпорация уведомила авиакомпании лишь после трагедии.

Эксперт – ведущий эксперт "Международного финансового центра" Владимир Юрьевич Рожанковский.

Что грозит компании "Боинг", если действительно окажется, что в обеих трагедиях виновата либо программная ошибка, либо оборудование?

В. Рожанковский: Надо отдать должное: расследование наконец вышло на ту стезю, на которой оно должно было быть с самого начала. Пока что американские законодатели и представители Фемиды ведут себя очень серьёзно и профессионально. Министерство транспорта США начало проверку с целью установить, не была ли выдача разрешения на полёты этих лайнеров произведена с нарушением норм безопасности со стороны Федерального авиационного управления (FAA). Это очень серьёзная заявка на беспристрастность расследования.

Газета "Вашингтон пост" сообщила, что производитель самолётов "Боинг" мог самостоятельно сертифицировать модель MAX 8...

В. Рожанковский: Подделать лицензию. Это сейчас выясняется. Есть шанс, что всё-таки это расследование пройдёт беспристрастно и мы докопаемся до истины, потому что, если этого не произойдёт, то будет подорвано доверие к самолётам "Боинг" конкретно этой модели. В целом, к продукции "Боинга" доверие не подорвано. Но если иностранные компании начнут подозревать, что "Боинг" имел в предыдущие годы похожие эпизоды сдачи в эксплуатацию судов, несмотря на то, что самолёты "Боинг" прекрасно себя ведут, это одна из самых надёжных марок авиалайнеров в мире, но если пилоты вдруг узнают, что именно процесс сертификации был с изъянами, что допускались некие системные манипуляции при процессе сдачи "Боингов", это может подорвать доверие в принципе к системе сертификации. И вот этот момент в этой истории сейчас самый главный.

То, что вина здесь "Боинга" и что "Боингу" придётся расплачиваться за неё в том или ином виде, и то, что сейчас "Боинги 737" MAX практически везде стоят на земле, это один вид убытков, который, безусловно, окажет влияние на финансовую отчётность крупнейшей авиастроительной корпорации мира, и то, что это уже отразится на акциях "Боинга" и конкретно на этой модели, рынки это уже отыграли.

Но новая новость заключается в том, насколько сам процесс сертификации был объективен и беспристрастен. Это касается уже не только "Боинг 737" Max, а всех "Боингов", которые сдаются в эксплуатацию.

Под данным издания "Нью-Йорк таймс" пилоты "Боинга 737" MAX разбирались в управлении самолётом с помощью приложения на планшетах, а вовсе не на специально оборудованных симуляторах...

В. Рожанковский: Пытались сэкономить, если называть вещи своими именами. Кризис, надо сокращать расходы. Это не только в России или в Европе, но и повсеместно. Как говорится, сэкономили. Насколько я слышал от пилотов, при установке таких вещей, как новая автоматика или новые узлы, обучение необходимо. Оно является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию новых моделей. Я так понимаю, что именно в этой ситуации не было обучения, помимо американских пилотов. Это даёт ответ на вопрос, почему в США целых два дня не сажали 737 MAX, хотя их все остальные страны миры посадили. Своих обучили, а чужим прислали инструкции бумажные. Как-то это не здорово и вырастает до несколько другого масштаба, нежели падение двух авиалайнеров.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация