Актуально Маруани продолжает бороться за свои права на песню "Жестокая любовь"

19 марта 2019, 12:36

• Об этом сообщил адвокат Маруани Евгений Тарло журналистам в понедельник.

Эксперт – композитор, продюсер, программный директор Радио "Орфей" Евгений Борисович Кобылянский.

Как определяют, украдена мелодия или не украдена? Даже простой обыватель, у которого есть музыкальный слух, послушав какой-то музыкальное произведение, может понять, у кого данную композицию человек позаимствовал. А как проводится в этих случаях экспертиза?

Е. Кобылянский: Существует два определения. Первое определение – это плагиат, то есть заимствование. Второе определение – это схожесть. Это не заимствование, а действительно совпадение. Бывают произведения, который написаны практически в одно и то же время, и авторы этих произведений друг о друге ничего не знали и не слышали, кто из них и что написал. Тем не менее, совпадения могут происходить. Математически, учитывая возможности ритмических комбинаций и ограниченное количество тонов и полутонов в музыкальной ткани, вероятность схожести в малой форме, где мелодия, основная тема занимает 16 тактов, даже при отсутствии плагиата, очень велика.

Как это определяется экспертизой? Вырисовывается мелодия, точный нотный текст, далее проверяется не только на слух, но и с помощью компьютерных программ схожесть по мелодико-ритмическому расположению (звуковысотность и ритмическая последовательность этой звуковысотности) и отслеживается в процентном соотношении, где и сколько точно совпадающих мест, где есть чуть разнящиеся ноты и т.д.

Когда мы получаем картину в процентном соотношении, тогда становится понятным, к какому следующему этапу экспертизы следует приступать. То есть, определить, насколько влияют на целостность и художественный смысл произведения отдельные заимствованные либо совпадающие фрагменты.

Сейчас речь идёт о песне "Жестокая любовь" Филиппа Бедросовича, мелодию для которой, как считает Дидье Маруани, тот позаимствовал из его песни "Symphonic Space Dream". Есть там, на ваш взгляд, действительно откровенные заимствования или нет?

Е. Кобылянский: Во-первых, эта тема поднимается уже во второй раз. Это уже было, уже всё происходило. И вроде бы даже пытались до чего-то договориться. Но Д. Маруани не успокаивается. Прежде всего, нужно исследовать вопрос, какое из произведений написано раньше? Как они зарегистрированы? Где они зарегистрированы? Это тоже очень важно.

Второй момент. При субъективном анализе, при прослушивании в лоб, да, действительно схожесть очень велика. Но это вовсе не означает того, что заимствования или совпадения столь серьёзны, что это уже подпадает под судебный иск. Часто за такими процессами стоит обыкновенный популизм: напомнить о своём имени и вообще как-то о себе лишний раз напомнить. Поэтому для профессиональных экспертов, которые этим занимаются, в том числе и для нас, авторов, которые ответственны за соблюдение законности в области авторского права, очень важно в данном случае не впадать в крайности и не давать каких-то непрофессиональных оценок. То есть, нужно дождаться заключения профессиональных экспертов.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация