История из истории Что делать с побеждёнными – с царской семьёй?
На фоне всеобщего радостного ликования по поводу свершившейся революции и свержения монархии как-то само собой стало понятно, что никаких организованных сил, готовых защищать монархию, в России нет. И это с удивлением и радостным недоумением отмечали все наблюдатели. С другой стороны, в ситуации общего согласия в главном возникли споры: а что делать с побежденными – с царской семьей? И в эти дни эта тема была главной политической проблемой в революционной России…
Одно из первых решений Временного правительства заключалось в том, что бывший император был арестован. То обстоятельство, что никаких конкретных обвинений ему предъявлено не было, свидетельствовало, что мера эта превентивная, – на всякий случай, – и может быть вызвана даже опасением за безопасность царской семьи. И такие опасения были небезосновательными…
Возбужденные своей силой и мощью, а главное, – действенностью своего протеста, солдатская масса могла пойти и на открытое насилие…
Во всяком случае, генералам и офицерам с большим трудом удавалось сохранять видимость контроля над армией. В порядке вещей были многолюдные солдатские митинги, собрания, на которых офицеры вынужденно братались с нижними чинами, выражали им признательность, уважение…
Атмосфера отречения от старых феодальных порядков, уничтожение прав и привилегий дворянского сословия сказывалась и на решении вопроса о судьбе императора. В этой ситуации в центре событий вновь оказались французские и британские посланники в России. Джордж Бьюкенен официально заявил новому министру иностранных дел России Милюкову, что "король Георг согласно с мнением своих министров предлагает императору и императрице убежище на британской территории". Это очень существенная деталь революционных событий 1917 года...
(Слушайте выпуск программы в записи эфира "Радио России").