Актуально Сохранит ли Казахстан приверженность прежнему курсу
• Если посмотреть официальную статистику, прямые иностранные инвестиции в национальную экономику Казахстана за 9 месяцев 2018 года составили чуть больше 17 млрд долларов. При этом многолетним лидером по инвестициям в экономику страны являются Нидерланды. На втором месте – США (3,9 млрд), на третьем – Швейцария (2,2 млрд). Для сравнения российские компании за это же время вложили в проекты в Казахстане 1,1 млрд долларов. И хотя эта сумма значительно выше аналогичного показателя за 2017 год, тем не менее, по вложениям в экономику соседней республики Россия пока значительно отстаёт от Европы и США. Впрочем, это не мешает Москве оставаться ключевым партнёром Астаны, переименованной 20 марта в Нурсултан.
Эксперт – старший преподаватель департамента политической науки "Высшей школы экономики" Григорий Валерьевич Лукьянов.
Новому казахскому лидеру предстоит решать сложную задачу: продолжать проводить весьма тонкую политику, которая предполагает, что Казахстан не может уходить от России далеко и в то же время придерживаться вроде бы отстранённых, но весьма продуктивных отношений с Западом. Сможет господин Токаев продолжить назарбаевский курс или же будет рулить страной по-новому?
Г. Лукьянов: У нового президента Казахстана есть все основания и необходимый опыт для сохранения курса страны. Он стоял у истоков создания этой внешней политики Казахстана и разработки концепции так называемой "многовекторной внешней политики". Он же стоял у истоков её представления в концепциях долгосрочного многолетнего развития "Казахстан 2030" и "Казахстан 2050". Он же защищал все эти тезисы, основные цели и принципы внешней политики Казахстана на международной арене, будучи министром иностранных дел и даже занимая пост заместителя генерального секретаря ООН. Касым-Жомарт Токаев очень опытный дипломат, он много лет, ещё в советское время, провёл в посольстве в Китае, затем был первым послом Казахстана в Китае, а потом работал в структурах ООН и в странах Западной Европы. В этом отношении он яркий пример того, как дипломат, работавший и на Востоке, и на Западе, умудряется поддерживать хорошую репутацию и хорошие отношения своей страны со всеми этими государствами.
Прошлой осенью глава МИД Австрии госпожа Кнайсль заявила, что в первой половине 2019 года Евросоюз примет новую стратегию сотрудничества с Центральной Азией. Как идёт претворение в жизнь этих планов, вопрос второй. Но тогда же Н. Назарбаев сказал в ответ, что Евросоюзу необходимо сначала наладить сотрудничество в ЕАЭС, куда вместе с Россией входят Киргизия, Армения, Белоруссия и Казахстан. Так как альтернативы этому союзу в принципе нет, Евросоюзу нужно работать именно с этой организацией. Без Назарбаева отношение Казахстана к этим планам ЕС останутся прежними? Будет ли настаивать К.-Ж. Токаев на таких же отношениях ЕС с Азией?
Г. Лукьянов: Здесь в последние годы открылись новые обстоятельства. Связаны они с теми изменениями внешней политики, которые претерпевает регион после появления нового президента Узбекистана. Последний всячески начал разрешать конфликты с соседями, и это создало определённые ожидания, что странам Центральной Азии удастся преодолеть взаимные разногласия, которые разделяли их в течение десятилетий, и, возможно, даже выйти на создание некоего центральноазиатского союза, если не политического, то, по крайней мере, в качестве инфраструктурно-экономического пространства. На этом фоне Евросоюз готов рассматривать такого рода отношения и заинтересован в этом, особенно для устранения посредников в его отношениях с Центральной Азией. И в качестве такого посредника европейцы в первую очередь видят Россию.
В то же время Токаев и его команда в нынешних реалиях не претерпели серьёзных изменений. Они стояли у истоков развития проекта Евразийского союза, и поэтому нет никаких оснований полагать, что они откажутся от этого принципа в долгосрочной перспективе. Самая большая граница у Казахстана с Россией, и она никуда не денется, не исчезнет. А имеющийся уровень доверия подтверждает тот факт, что сегодня послом Казахстана в России является господин Имангали Тасмагамбетов, один из ведущих политиков в современном Казахстане, что тоже демонстрирует приверженность нового президента тому курсу, который проводил Нурсултан Назарбаев.
К.-Ж. Токаеву предстоит ещё иметь дело с США и Китаем, которые между собой находятся в непростых торговых отношениях, не говоря уже о сложном подходе США к России. Здесь какие-то подводные камни могут ждать нового руководителя Казахстана?
Г. Лукьянов: Безусловно, внешнеполитическая конъюнктура, конъюнктура глобальных процессов будут ставить новые препятствия на пути Казахстана. Но эти вызовы существовали и раньше. В своей многовекторной политике, которую выстраивает Казахстан в течение последних десятилетий, его главной задачей всегда было выдерживание определённого баланса. И этот баланс казахстанцы выдерживали, в том числе путём привлечения инвестиций, внимания и развития контактов не только с великими державами (Китаем, США, Россией), но также и со странами менее заметными в политическом отношении, но не менее серьёзными в экономическом плане. Это отношения со странами Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, с Южной Кореей, с Малайзией, с Сингапуром, на опыт которого неоднократно ориентировался Казахстан не только в политическом плане, но и с точки зрения экономического строительства. Это также и страны Европы. Главными инвесторами Казахстана сегодня являются отдельные страны ЕС.
В общем, это более сложная система, чем просто существующие договоренности с альянсами и экономические контакты, и это делает эту систему более стабильной. Поменять её быстро не удастся, даже если кто-то этого захочет. Захочет либо политическая элита Казахстана, либо кто-то за пределами страны.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.