Авторские материалы Новый Репин в Новой Третьяковке
Персоны
Новая Третьяковка приглашает на Репина. На трех этажах музея представлены как знаковые, так и малоизвестные работы живописца; среди них – последний прижизненный портрет Льва Толстого. Период студенчества, путешествия по Европе, возвращение на родину и новые странствия – вся линия жизни художника отражена в его полотнах. Картины Репина по-новому открыла для себя корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Он рисовал бурлаков и царей, запорожских казаков, ссыльных и меценатов. Он фиксировал в красках движение революции и писал картины на Евангельские сюжеты. Мальчишкой он открыл волшебство акварели – когда с ее помощью на белом листе появляется и оживает сочный арбуз, утреннее солнце или размашистый дуб. В 11 лет Илья Репин поступил в школу чертежников, в 13 – уже писал на заказ иконы.
Экспозиция в Третьяковке представляет творчество художника буквально от а до я. Говорит генеральный директор музея Зельфира Трегулова.
ТРЕГУЛОВА: Эта выставка – настоящее открытие Репина. Трудно представить, какие споры и баталии шли между весьма уважаемыми специалистами в отношении того, как делать эту выставку, что на ней показывать. В особенности – показывать ли на ней поздние картины Репина, потому что до сих пор есть мнение, что поздний Репин – это исписавшийся Репин. Мы начинаем с самых ранних работ, начинаем с "Портрета матери", заканчиваем последней работай – "Гопак", созданной в 1926 – 1930 годах.
Для многих Илья Репин долго оставался художником "хрестоматийным". Иллюстрации его картин изучали по школьным учебникам – тем и ограничивались. Такому спокойному отношению к живописцу есть свое объяснение, продолжает Зельфира Трегулова.
ТРЕГУЛОВА: Нам было интересно искусство рубежа веков, искусство учеников Врубеля и Серова. Символизм. К сожалению, все эти десятилетия были отмечены явным спадом интереса к Репину. Потом наступил момент, когда мы не выбирали между авангардом и классическим русским искусством XIX века. Когда ты понимаешь, что ты можешь спокойно взглянуть на весь ход развития искусства и на дистанции посмотреть, в том числе и на Репина.
Не только трагические "Бурлаки на Волге", сказочный "Садко" и характерные "Запорожцы". Не только грандиозные – парадные полотна на заказ с царскими торжествами и христианскими обрядами. Картины Репина – это серия фотографически реалистичных портретов: Столыпин, Мамонтов, Толстой, Третьяков – в их позах, глазах, выражениях лиц читаются мысли, отрываются судьбы. Впрочем, временами художник легко "выходил из берегов" реализма. И это – еще одно открытие для посетителей.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Есть картина "Какой простор". Она, на мой взгляд, совершенно уникальная. Потому что мы знаем программные картины Репина. А эта картина поражает тем, что она совершенно другая. Таких в его творчестве больше нет: чтобы была стихия, что-то сродни Айвазовскому, сродни тому времени, в котором эта картина была написана. В то же время это – какая-то перспектива, несмотря на то, что это и мутная вода, и всего два человека, и какая-то там гроза, буря…
Художник признавал свою страсть к переделыванию, работал над полотнами годами, шлифуя линии и смешивая краски. Главного героя знаменитой картины "Не ждали" – ссыльного, вернувшегося домой, – он переписывал трижды.
Репин оставался неутомимым до конца дней. В последние годы он жил в Финляндии, был стеснен в средствах. И – не имея денег на холсты – писал картины на линолеуме.