Авторские материалы Домовые: эволюция восприятия мифических существ
Персоны
В Калининграде – споры вокруг бронзовых фигурок домовых на Медовом мосту и возле Музея янтаря. Против появления этих сказочных персонажей выступила местная епархия Православной церкви. Там назвали эти скульптуры популяризацией идей неоязычества, которая, в свою очередь, оказывает "деструктивное влияние на развитие национальной культуры". В епархии отметили, что для привлечения туристов не обязательно "отбрасывать народ к темным векам язычества". Против возвращения домовых выступили и некоторые депутаты областной Думы. А ведь еще недавно эти персонажи выглядели скорее положительными. Подробнее об эволюции восприятия мифических существ в русской истории и культуре – корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Домовой, то есть домашний дух, – хранитель жилища родом из славянской мифологии. Подобно остальной нечисти – водяного, лешего, русалки или кикиморы. Строго говоря, нечистью они стали после распространения на Руси христианства. Тогда, в домонгольскую эпоху, в этих божков верили многие. И церковь по мере сил боролась с языческими пережитками. Нам не известны средневековые судебные процессы по поводу сотрудничества людей конкретно с домовыми. Но само колдовство было наказуемым преступлением. А колдовство – это как раз контакт с нечистой силой.
В начале XV века в Пскове сожгли 12 ведьм, которые якобы наслали на город чуму. Через несколько лет в Можайске казнили волшебницу. Регулярно сжигал колдунов и колдуний Иван Грозный. Но охота на ведьм на Руси по масштабам значительно уступала той, что совершалась в те же годы в Западной Европе. К тому же, постепенно славянские духи уходили из массового сознания. Через столетие домовые и лешие окончательно переместились в сказки. А со сказками власти не боролись.
В XIX веке русалки и водяные стали уже персонажами художественной литературы. Николай Гоголь спокойно описывал все этих существ, не опасаясь цензуры.
Возвращения мифических героев из сказок в повседневную жизнь произошло неожиданно – при Сталине. В 30-х годах вместе с елкой разрешили Деда Мороза и Снегурочку (в общем-то, близких родственников домовых и леших). Вероятно, советская власть не видела в них никакой опасности.
А настоящий Ренессанс славянской древности случился в оттепель – в 60-е годы. Книги, фильмы, мультфильмы не обходились без старинных героев. Они были как бы рядом с нами. Вот пародия тех лет на школьное сочинение: "В образе Бабы-яги – типичной представительницы загнивающего старшего поколения – воплощены лучшие черты отрицательного героя". У старой нечисти разглядели и туристический потенциал.
Похоже, общество тогда истосковалось по сверхъестественному. Стругацкие пишут "Понедельник начинаются в субботу". Про Институт Чародейства и Волшебства. Владимир Высоцкий наделяет древних духов человеческими пороками. Впрочем, вполне, традиционными.
ВЫСОЦКИЙ: Намокший, поблекший нахохлился леший. Но вспомнил, что здесь его друг – домовой. Он начал стучаться: "Где друг, домочадцы?" Ему отвечают: "Запой!"
Интересно, что популяризация героев русских народных сказок шла на фоне жесткой антирелигиозной пропаганды. Но вот в последние годы вспомнили, откуда домовые родом – из славянской мифологии. И это на фоне дискуссии о вреде Хеллоуина и книг о волшебнике Гарри Потере. На первый взгляд опасения излишни. Это же сказки. Но с другой стороны, судя по соцопросам, примерно треть наших сограждан верят в порчу и сглаз. А четверть респондентов сообщила, что лично сталкивалась с подобными случаями. Еще немного – и до ведьм с домовыми будет недалеко.
Другое дело, как с этим бороться? Просвещением или запретом на изображение. Хотя есть и другие варианты. Вот совет героев Гоголя в старой экранизации повести "Вий".
ВИЙ: А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы. Побоялся – и пропал.