Актуально Итоги недели
Программу "Актуально. Итоги недели" ведут Елена Щедрунова и заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
В беседе принимает участие политтехнолог Игорь Вячеславович Димитриев.
Главная тема недели в России – задержания экс-министра Михаила Абызова и экс-губернатора, экс-министра и экс-полпреда Виктора Ишаева.
И. Шатров: Если ещё несколько лет назад, когда первые крупные задержания губернаторов, каких-то чиновников серьёзного ранга происходили, говорили, что это кампания, что это подготовка то к одним выборам, то к другим, то сейчас уже точно ни к каким выборам мы не готовимся, а задержания продолжаются. Причём на неделе уже два случая.
Для того чтобы доказать, что это не кампанейщина, обратимся к недавнему интервью Генерального прокурора РФ Юрия Чайки изданию "КоммерсантЪ", в котором он подводил итоги работы Генпрокуратуры за 9 месяцев 2018 года. Приведённые им цифры просто поражают. Это сотни и сотни людей с самых высоких должностей. По уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности было вынесено 7,8 тысячи обвинительных приговоров в отношении 8,5 тысячи человек. Из них – 837 сотрудникам правоохранительных органов, 63 депутатам регионального и муниципального уровня, 606 должностным лицам органов госвласти и местного самоуправления. Особняком стоят губернаторы и прочие высокопоставленные лица. То есть, кроме крупных дел эти процессы происходят повсеместно на региональном и муниципальном уровнях.
И. Димитриев: У меня впечатление, что это вопрос не конкретных коррупционных дел, а намного более широкий и важный процесс какой-то общеэлитарной реформы, который можно назвать "национализацией элит". Все эти чиновники и крупные бизнесмены – не столько успешные российские граждане, сколько представители этакой глобальной коммерческой элиты. В большинстве своём они имеют двойное гражданство и, скорее всего, живут большей частью в Европе, нежели в России.
Это давно уже известно, что они деньги зарабатывают здесь, а живут там. И их семьи живут там. Словосочетание "национализация элит" впервые прозвучало несколько лет назад, но как-то не очень получалось. Элиты начали национализироваться, стали возвращать в страну потихонечку деньги. Во всяком случае, никто открыто и нагло не вёл себя, как это было десять лет назад: "Да и подумаешь, дома и счета у меня за границей". Сейчас этого массового уже нет, но отдельные истории остались.
Справка о коррупционных делах последнего времени.
– "Дело губернатора Кировской области Никиты Белых". За взятку приговорён к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере свыше 48 млн рублей.
– "Дело губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина". За взятку приговорён к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 млн рублей.
– "Дело главы Республики Коми Вячеслава Гайзера". В. Гайзер с сообщниками нанесли ущерб бюджету почти в 3,3 млрд рублей. Задержан, судебный процесс продолжается.
– "Дело министра экономического развития Алексея Улюкаева". Уличён во взятке, приговорён к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 130 млн рублей.
– "Дагестанское дело". Антикоррупционное расследование в Дагестане было начато по инициативе нового главы Республики Дагестан Владимира Васильева. Оно привело к задержанию врио председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова, врио вице-премьера республики Шамиля Исаева и ряда других дагестанских чиновников. Следственно-оперативные действия продолжаются.
– "Дело Арашуковых". Уголовное дело возбуждено в конце января 2019 года в отношении сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова, его отца, советника гендиректора ООО "Газпроммежрегионгаз" Рауля Арашукова и ряда других лиц. Задержанные подозреваются в хищениях газа на 30 млрд рублей.
История с Абызовым – это, скорее история, инициированная его партнёрами по бизнесу, нежели государством, хотя занималось ею ФСБ.
Виктору Ишаеву вменяются хищения у "Роснефти" 5 млн рублей. Залог за него предлагали 15 млн рублей. А за Абазова 1 млрд предлагали в залог.
И. Димитриев: Что объединяет всех эти людей, несмотря на то, чиновники они, депутаты или коммерсанты? Всё это авторы каких-то сомнительных коррупционных или околокоррупционных схем (так называемого "схематоза"). Как принято у нас говорит, миллиард нельзя заработать, его можно только украсть. Их капиталы в своё время в большинстве своём формировались с помощью каких-то мутных схем, когда эти люди получали доступ к госсобственности, к каким-то крупным активам или, как Арашуковы, сидели на реализации газа. Теперь, судя по всему, этот нарост, который ещё с 90-х годов был внутри экономики, решили подчистить. Это обеспечивает, в том числе, и лучшую управляемость системы при претворении в жизнь каких-то государственных инициатив. Потому что она не сталкиваются с личными интересами крупного капитала, который на этих схемах сидит. Вероятнее всего, эти процессы намного более значительные, они связаны и с межэлитными конфликтами, когда элиты, ориентированные на внутреннюю повестку, на внутренний рынок, на внутренние экономические потоки, отсекают капитал, который не вполне подчинён вертикали российской власти. Может, в этом и кроется секрет этих многочисленных посадок?
И. Шатров: Возникает только один вопрос: неужели они не ждали этого, не понимали, чем им это грозит? Неужели тот же Абызов не понимал, куда он летит. Человек прилетел из-за границы на день рождения вроде бы одного высокопоставленного опять же чиновника, к которому тоже, говорят, есть вопросы. Поэтому этим всё ещё может не закончиться. Неужели они этого не понимают?
И. Димитриев: У людей, видимо, после первого миллиарда "заработанных" (украденных) денег, происходит что-то с психикой, когда они себя немного неадекватно воспринимают. Если вам когда-нибудь придётся пообщаться с миллиардерами, есть у них определённый момент, когда человек уходит в экономический космос и теряет реальную связь с Землёй, то есть, перестаёт ходить ногами по земле. И ему кажется, что он может решить всё. Все – свои пацаны, они разрулят. Я позвоню одному, другому, третьему, и они всё решат.
Зачем богатые люди, например, Абызов, идут во власть? Ведь он реально был на тот момент, когда стал министром, уже фигурантом списка "Форбс". Зачем он пошёл в министры, причём на такую непонятную и специфическую должность как министр по делам Открытого правительства? То есть, увидев, что богатый человек идёт во власть, надо сразу 100 раз подумать прежде, чем его туда пускать?
В России бытовало такое мнение, что пусть приходят во власть богатые люди, у них денег много, поэтому они больше воровать не будут...
И. Димитриев: Они входят только во вкус, потому что власть, в том числе, даёт им возможность приклеить свои интересы к бюджету. А у РФ бюджет серьёзный, есть, к чему приклеиваться. И некое опьянение от возможностей их охватывает.
И. Шатров: Вообще, это поразительная история: менять свой капитал на какие-то обязательства, какую-то миссию.
И. Димитриев: Может быть, это и есть намёк элитам, что политика и управление это одно, а бизнес – другое.
Абызов был самым богатым человеком в российском правительстве. И ни у кого вопроса не возникало, где он зарабатывает свои сумасшедшие деньги, будучи министром без портфеля?
И. Шатров: Абызов до этого работал с Чубайсом в РАО "ЕЭС". Понятно, что там он и заработал все свои капиталы. Если говорить о ежегодных доходах, у него были различные активы, и он получал какие-то дивиденды.
И. Димитриев: Это изначально была сомнительная идея приводить бизнес во власть. В самой этой мысли заложен уже внутренний конфликт. Вы передаёте в управление менеджеру-коммерсанту государственные структуры, которые совершенно по другому принципу работают. Они ориентированы не на создание прибыли, а на то, чтобы обеспечивать жизнедеятельность населения и выполнять определённые социальные функции. А бизнес предполагает совершенно иную систему целеполагания и мотивации. Это противоречащие друг другу две системы ценностей, которые в фигуре одного чиновника должны быть объединены.
Украина – место проживания весёлых и находчивых людей
И. Димитриев: Для Украины абсолютно логичным является избрание актёра-комика. Прежде всего, это выход пара в свисток. А Зеленский может посвистеть, сделать несколько ярких заявлений, выступить, станцевать, сплясать, спеть. Хоть как-то на душе будет приятно. Гарантированно проходит один персонаж – Зеленский. Плюс ещё кто-то один.
У Порошенко большие шансы. У него очень серьёзная машина по деланию результатов. Порошенко провёл очень сильную кампанию. Он сам по себе очень сильный и умный политик. Он ориентируется не в целом на население Украины, а на очень узкую его категорию – наиболее радикально настроенную часть населения, которая обеспечить ему прохождение во второй тур. Задача нынешней кампании привести наиболее радикально настроенных людей на участки и доказать им, что именно с Порошенко связана перспектива победы над москалями. С битами людей мало, а людей, которые подобную риторику поддерживают, процентов 20-30 будет. Порошенко сам себе политтехнолог, сам себе финансист, сам себе политконсультант. Он реально гениальный махинатор и наверняка у него есть план "Б" на случай второго тура.