Авторские материалы Boeing "попал" на штрафы
Персоны
Boeing получал скрытую финансовую помощь от властей США. Об этом объявила ВТО, вынося решение по спору компании с Евросоюзом. Против американской корпорации теперь могут быть введены крупные штрафы и таможенные ограничения. Эта новость пришла на фоне растущих проблем у Boeing в связи с недавними крупными авариями их нового самолета 737 MAX. Компания выпустила обновление для бортовой программы, фактически признав ошибку в проектировании. Одновременно с этим подан первый иск от родственников погибших пассажиров. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.
Boeing уличили в получении обширной финансовой помощи со стороны американских властей. В ходе проведенного расследования ВТО обнаружила, что власти США создали незаконную схему налоговых послаблений и субсидий, которая давала преимущество их национальной авиакорпорации перед ее главным конкурентом – европейской Airbus. Совокупный ущерб, который понесли европейцы, приближается к половине миллиарда долларов. В Брюсселе уже сообщили, что намерены получить эти деньги с США.
В качестве компенсации ЕС планирует поднять пошлины на американские товары. Но в Вашингтоне решение ВТО оценили как свою победу. 7 лет они судились по иску, в котором Брюссель требовал по делу Boeing многомиллиардных компенсаций, а вышло, что они получат всего несколько сот миллионов. К тому же предыдущий, прошлогодний торговый спор, в котором США обвиняли Airbus в получении субсидий, Вашингтон выиграл. И сейчас он готовится взыскать с ЕС по нему целых 11 миллиардов.
После 15 лет всех этих судов стало очевидно, что обе крупнейшие авиакорпорации мира не брезгуют ничем для наращивания доли рынка и прибыли. Комментирует гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
РЫБАК: Обе стороны предъявляли претензии, основанные на неких принципах ВТО, которые запрещают субсидировать гражданскую авиационную промышленность правительствам стран. Этот спор, очевидно, бесконечный, потому что каждая из сторон имеет свои доводы, которые имеют под собой основания. Я думаю, этот спор никогда не закончится, потому что они подают друг против друга апелляции, потом встречные иски и так далее.
В этот раз Boeing попался на том, что его гражданские самолеты косвенно получали субсидии через госзаказы по линии оборонных контрактов. А Airbus, в свою очередь, получал деньги из бюджетов стран ЕС в виде оплаты за доставку самолетов. И то, и другое нарушает базовые принципы ВТО и правила честной конкуренции. Но американцы в своих нарушениях все же оказались успешнее. В частности, им удавалось 5 раз срывать запуск в продажу новейшего европейского самолета А320 neo, который является главным и единственным аналогом 737 MAX от Boeing. Но у этой модели сейчас хватает проблем и за пределами Европы. Это тот самый самолет, который дважды падал за последние полгода (в Эфиопии и Индонезии).
Boeing официально так и не признал ошибки в проектировании 737 MAX, но тем не менее выпустил электронную заплатку для его бортовых программ. Речь о системе, которая в отдельных случаях брала управление самолетом на себя, что могло сбить с толку пилотов, поскольку полные показания датчиков они не видели. Столь грубые нарушения техники безопасности указывают на то, что прежняя администрация США в погоне за рынком могла закрывать глаза на дефекты нового самолета, рассуждает президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов.
СМИРНОВ: Это указывает на слабость и неэффективность государственных органов регулирования контроля и надзора. Это настолько серьезный случай, что президент лично распорядился расследовать не только деятельность Boeing, но и FAA (государственная администрация гражданской авиации), чтобы найти ответ на вопрос, почему она сертифицировала это негодное барахло.
Версия о том, что людей погубил бортовой робот, не проверенный должным образом, широко освещается в зарубежных СМИ. Boeing не стал опровергать эти сообщения. Более того, он признал, что на упавших самолетах не было опциональной (платной) прошивки, правда, обвинил в этом самих заказчиков. Теперь эту прошивку решено бесплатно поставить на все ранее выпущенные модели 737 MAX. В компании заявили, что заплатка подгрузится на бортовой компьютер всего за час, и пилотам останется только отработать маневры на тренажерах.
Тех, кто уже погиб, эти меры, конечно, не вернут. По поводу компенсаций семьям погибших компания отмалчивается. Впрочем, родственники уже начали сами подавать иски. Первый суд состоится в Чикаго. Родственники одного из пассажиров потребовали компенсировать гибель мужчины, у которого в Бельгии осталось трое несовершеннолетних детей.