Актуально Некоторые сборы Минфин хочет перевести в разряд налогов

2 апреля 2019, 12:16

- Минфин предлагает дополнить Налоговый кодекс следующими главами: "Экологический налог", "Утилизационный сбор", "Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения", "Налог на операторов сети связи общего пользования", "Гостиничный сбор". Складывается ощущение, что власти хотят слово "сбор" заменить словом "налог"?

М. Беляев: Совершенно верно. Между сборами, налогами, неналоговыми платежами и пошлинами есть очень тонкие юридические различия. Экономические различия между ними тоже можно найти. Но они достаточно размытые, что сами юристы путаются. Для того чтобы чётче оперировать и администрировать все сборы и налоги, они должны быть разнесены по определённым нормативным документам. Из этого уже следует дальнейшее юридическое отношение к тому физическому или юридическому лицу, которое этот налог или сбор уплачивает.

И теперь те сборы, которые и раньше существовали, только были определены другими нормативными документами, переводят в Налоговый кодекс и придают им статус налога. Для нас важно понимать, что к налогам относилось то, что входило непосредственно в Налоговый кодекс. Это был закрытый перечень. И вот теперь этот перечень расширяют, и то, что существовало до того, теперь приобретает статус налога.

Почему это делается? Потому что это более строгое понятие само по себе. Это раз. Во-вторых, налоги – всё-таки более обязательная вещь, чем все остальные виды неналоговых платежей.

Налоговый платёж – это обязательное изъятие доходов у всех граждан, которые занимаются тем или иным видом деятельности для того, чтобы государство могло выполнять свои функции.

Неналоговые платежи (легче всего их проиллюстрировать на сборе за пользование федеральными дорогами) – это как бы уплата определённых денег за то, что ты пользуешься определёнными государственными инфраструктурными объектами. В частности, в сборе за пользование дорогами есть очень сильная экономическая составляющая, о которой не все говорят. Почему это относится, прежде всего, к большегрузным машинам? Дело не только в том, что они портят дороги, что требует каких-то дополнительных средств на их восстановление. На это всегда говорят, что мы платим дорожный налог. Дело в том, что для водителей большегрузных автомобилей и автопоездов дорога является основным средством производства, которое им предоставляет государство. У них средство производства получается от сочетания автомобиля и дороги. Без дороги они не могут получать прибыль. Если они пользуются дорогой, которую создаёт государство, федеральные власти, значит, они должны уплатить налог за то, что используют федеральную собственность для получения собственной выгоды (использование федеральной собственности с целью получения коммерческой выгоды).

Когда вы едете на дачу или путешествуете по "Золотому кольцу" вокруг Москвы, вы для себя никакой выгоды не получаете, только, наоборот, несёте расходы в гостиницах и кафе.

- Когда всё это будет внесено в Налоговый кодекс, люди почувствуют это на ценниках каких-то товаров или услуг? И если да, то каких?

М. Беляев: Думаю, что нет. Потому что, во-первых, сразу оговаривается, что всё это – просто текстуальный перенос из одной части в другую без какого-либо изменения ставок, сроков и всего прочего. Во всяком случае, перенос статуса из одного юридического понимания в другое юридическое понимание для потребителей должно пройти нейтрально.

- Если это такая чисто техническая вещь, зачем тогда Минфин так громко о ней рассказывает и, более того, предлагает для обсуждения?

М. Беляев: Поскольку всё-таки налоги более обязательная вещь. И юридические последствия немного другие. Если вы не уплачиваете налог, то с вас взимают недоимку, причём часто в жёстком варианте, как за неуплату федеральных налогов. Если вы не уплачиваете неналоговые платежи, вы просто не имеете права пользоваться этим видом деятельности. Вы не уплатили неналоговый платёж за вылов рыбы или за пользование дорогами федерального значения большегрузными автомобилями, вы просто этим не пользуетесь. А налог будет взиматься абсолютно в обязательном порядке и будет взиматься как недоимка.

­Некоторые сборы Минфин хочет перевести в разряд налогов

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация