Актуально В Венесуэле Хуана Гуайдо лишили депутатской неприкосновенности
• Верховный суд Венесуэлы попросил Национальное учредительное собрание снять депутатскую неприкосновенность с лидера оппозиции Хуана Гуайдо, который объявил себя президентом Венесуэлы. В таковом качестве его признали несколько стран, в том числе и США. Вот теперь с него сняли депутатскую неприкосновенность. Что будет дальше?
Эксперт – заместитель директора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Михайлович Розенталь.
Уже появились заявления Х. Гуайдо о том, что его сторонники знают, что делать, если его арестуют. Пойдёт ли власть в Венесуэле дальше снятия депутатской неприкосновенности? Будет ли Гуайдо задержан и посажен под домашний арест? Или всё же резких движений по отношению к нему не будет, а снятие депутатской неприкосновенности – это всего лишь сигнал, чтобы его могут в любой момент задержать?
Д. Розенталь: Это очень сложный вопрос. Во-первых, оппозиция это снятие депутатской неприкосновенности не признаёт, потому что санкцию на снятие депутатской неприкосновенности может дать только Национальная ассамблея, то есть венесуэльский парламент. А Национальное учредительное собрание дать такую санкцию, по мнению оппозиции, не может. И вообще оппозиция этот орган власти не признаёт легитимным.
А в чём различие между Национальной ассамблеей и Национальным учредительным собранием?
Д. Розенталь: Национальная ассамблея – это парламент венесуэльский, контролируемый оппозицией. А Национальное учредительное собрание – это орган, созданный для разработки новой конституции страны. Другое дело, что оппозиция считает, что это его единственная функция, а власть считает, что, помимо этого, собрание является ещё и высшим органом страны, принимающим решения. Поэтому подобного рода санкцию оно дать могло.
А это собрание тоже выборное, там люди выбраны или назначены?
Д. Розенталь: Были выборы в это собрание, но оппозиция их игнорировала и бойкотировала. Венесуэла уже давно очень сильно поделена на достаточно большие части венесуэльского общества. И, конечно, отношения между ними очень непростые. Это правда.
Всё-таки как это решение повлияет на судьбу Гуайдо в ближайшее время?
Д. Розенталь: Думаю, что правительство Мадуро будет принимать очень не простое для себя решение, потому что арест Гуайдо сопряжён с огромными рисками. Рисками, прежде всего, массовых выступлений. Думаю, что оппозиция готовится к этому. Гуайдо, собственно, и намекал, что в случае его ареста начнутся массовые выступления оппозиции и возможны будут столкновения с силами правопорядка. Это не исключено. Если же Мадуро посчитает, что от ареста Гуайдо политической выгоды больше, чем рисков, думаю, что он это сделает.
Что это за истории в Венесуэле с отключениями электроэнергии, которые просто множатся? Чем они вызваны? Это саботаж и диверсии или технические сбои?
Д. Розенталь: Чтобы дать точный ответ, нужно быть на месте событий. На мой взгляд, обе версии вполне реальны. Это может быть и диверсии. Потому что отключения электричества объективно играют на руку оппозиции. Они могут заявлять, что Мадуро не справляется с управлением страной. Но это могут быть и действительно объективные проблемы с оборудованием. Ведь проблемы с электроэнергии в Венесуэле случаются постоянно.
Это связано с техническим состоянием электросетей?
Д. Розенталь: Прежде всего, это связано с техническим состоянием венесуэльского оборудования, которое не обновлялось в течение многих лет. А, во-вторых, электросеть Венесуэлы процентов на 80 зависит от гидроэлектростанции. И любые сбои на этой гидроэлектростанции отражаются на всей стране.
Почему венесуэльские власти не вкладывались в сферу электроэнергетики?
Д. Розенталь: Думаю, что это проблема вообще всей венесуэльской экономики, когда страна не могла заниматься ремонтом оборудования и развитием мощностей, а занималась совершенно другими проблемами: восстанавливала социальную сферу, вкладывала деньги в какие-то программы для развития социальных миссий и т.п.
Как народ относится к отсутствию электроэнергии?
Д. Розенталь: Конечно, общество недовольно этой ситуацией. Это отражается на показателях рейтинга Мадуро. Конечно, большинство венесуэльцев винят в этом власть.
Но при этом пока никто не выходит на улицы с требованиями отставки Мадуро? Или всё-таки выходят?
Д. Розенталь: На улицы люди выходят, но собрания их не очень массовые. Это небольшие скопления венесуэльцев, оппозиционно настроенных. Думаю, что все они ждут 6 апреля, когда намечено начало операции "Свобода", оппозиционной акции по захвату власти, как заявил Мадуро. Думаю, что речь идёт об очень массовом выступлении венесуэльцев. Уже сейчас формируются комитеты управления страной в различных областях и в различных регионах. И 6 апреля массовые манифестации могут начаться. Но вряд ли 6 апреля станет неким Рубиконом, после которого сменится власть. Однако станет понятным, насколько оппозиция готова к дальнейшей борьбе и насколько она поддерживается населением. По опросам общественного мнения, за Гуайдо, если бы выборы состоялись сегодня, проголосовали около 70 процентов венесуэльцев. Другое дело, можно ли верить этим опросам или нет, это большой вопрос.
В Венесуэле Хуана Гуайдо лишили депутатской неприкосновенности
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.