Актуально В Санкт-Петербурге собрался Арктический совет
• В Санкт-Петербурге начал работу V Международный форум "Арктика – территория диалога". На нём ожидается выступление президента России В. Путина. В мероприятии заявлено участие не только представителей других государств на уровне премьер-министров, с которыми В. Путин будет встречаться после своего выступления, а это представители Швеции, Финляндии и Исландии, но и представителей бизнеса из очень многих стран, в том числе из Канады и США. В том числе представлены и 300 компаний из России.
Комментарий профессора кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД доктора исторических наук Льва Сергеевича Воронкова.
Как оказалось, российские бизнесмены очень активно работают в Арктике. Мы-то полагали, что в Арктике только крупные компании типа "Роснефти" что-то делают, а получается, что нет?
Л. Воронков: Некоторое время назад по инициативе Канады при Арктическом совете как независимая структура был создан Арктический экономический совет. Это форум для бизнеса. Поэтому совершенно естественно, что этот форум привлекает к себе иностранные и российские компании. Потребность в такого рода совете возникла и была продиктована как раз необходимостью более активного вовлечения бизнеса. Более того, бизнес уже провёл несколько совещаний, в том числе по вопросам использования широкоформатного Интернета и т.п. То есть, он уже давно работает и будет это делать и далее.
Форум называется "Арктика – территория диалога". Если учесть, что страны-партнёры, которые представлены на форуме, принадлежат к другому политическому "блоку", который ввёл против России санкции, то в других сферах у нас с диалогом как-то не очень хорошо, а в Арктике это действительно диалог, действительно ли стороны слушают друг друга? Или тоже каждый развивает свою тему?
Л. Воронков: Есть такая организация, которая называется Арктический совет. Она основана на очень интересных принципах. Во-первых, все решения в этом Совете принимаются консенсусом. Поэтому никто навязать свою волю другим партнёрам не может. Во-вторых, естественно они договариваются только по тем проблемам, над которыми совместно надо работать и которые отвечают их национальным интересам. В-третьих, что тоже не менее важно, эти принимаемые консенсусом решения исполняются так, как государства считают возможным. При этом они должны отвечать их национальным интересам и пониманию суверенитета. Поэтому эта вроде бы неформальная организация основана на консенсусе и добровольном исполнении решений. Никто не может заставить толковать принятые решения тем или иным образом и т.д. И в результате это одна из наиболее эффективно работающих организаций. Более того, в Декларации видения Арктики, принятой в городе Кируне в 2013 году, говорилось, что все решения в Арктическом совете принимают только 8 государств, подписавших Оттавскую декларацию, и только они делают политику в Арктике. Это хорошая основа. Здесь для конфронтации особого простора нет.
Более того, немало есть государств, которые с удовольствием хотели бы поделиться ресурсами арктических государств с собой любимыми. Но консолидированная позиция всех арктических государств по этому вопросу является а) существенным препятствием, и б) это отвечает национальным интересам всех государств. Поэтому их совместная позиция, совместные выступления по этим вопросам чрезвычайно важны. И это одна из главных причин сотрудничества.
Какая основная тема сейчас заботит участников Арктического совета? Что сегодня стоит на повестке дня?
Л. Воронков: Первое. Вы говорили о санкциях. Так вот, уже во время действия этих санкций был принят целый ряд очень важных решений. Кстати, Арктический экономический совет тоже появился во время санкционного периода. Далее были заключены соглашение о научном сотрудничества, соглашение о сотрудничестве служб береговой охраны, соглашение о предотвращении нерегулируемого лова рыбы в центральной части Северного Ледовитого океана. Ведётся работа по целому ряду других соглашений. В частности, по борьбе против разлива нефти и т.д. То есть, работа идёт весьма плодотворно и успешно.
А самое знаменательное то, что вроде бы к этому неформальному форуму – Арктическому совету в качестве наблюдателей присоединились представители 12 государств, 9 международных межправительственных организаций, в том числе специализированных учреждений ООН, 11 международных неправительственных организаций, включая финансовые институты. Оказалось, что такая неформальная, но взаимно интересующая проблема привлекает к себе внимание. Это один из успешно работающих международных форумов.
До начала форума Сергей Иванов заявил, что подкомиссия ООН признала права России на шельф. По тем изысканиям, которые делались российской стороной, увеличивается российская экономическая зона. По этому поводу бывают в Арктическом совете разногласия? Или сейчас было признание подкомиссии, потом будет признание комиссии, и когда всё это будет подтверждено, то всё, вопросов не будет?
Л. Воронков: Этот вопрос несколько по-другому решается. Дело в том, что государства, которые претендуют на расширение своего шельфа, а на сегодняшний день это три страны: Канада, Дания и Россия, прежде всего, должны подать заявки в комиссию ООН по границам континентального шельфа. Что было сделано. Сама комиссия требует, чтобы никаких возражений со стороны претендентов на рассмотрение заявок других стран не было. Все обменялись нотами и выразили согласие. Поэтому предварительное решение было действительно принято, но хотелось бы видеть это решение, оформленным соответствующим образом. Первое. Во-вторых, все эти три государства, если вдруг комиссия примет решение об их праве на расширенный шельф в этом районе, в частности, у хребта Ломоносова, поднятия Менделеева и т.п., а политических решений эта комиссия не принимает, будут решать, как разделить права на шельф между ними, если их права будут признаны. Они будут решать этот вопрос путём переговоров друг с другом, но если действительно подтвердится то, что российская заявка получила поддержку, это здорово. Но надо будет подождать, получат ли поддержку датская заявка и канадская, когда она туда поступит.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.