Актуально Правительство озаботилось сдерживанием роста цен на бензин на внутреннем рынке
• Правительство усиленно думает, как же всё-таки сдержать рост цен на бензин.
Точка зрения доцента кафедры экономической теории Российского экономического университета им. Плеханова Олега Валерьевича Чередниченко.
Как вам эта идея?
О. Чередниченко: Я, скорее, рассматриваю её как позитивную меру. Почему? Потому что, по сути, эта мера, с одной стороны, является альтернативой лицензирования экспорта топлива, а с другой стороны, в итоге она нацелена на стабилизацию внутреннего рынка. Что имеется в виду? По сути, сейчас независимые трейдеры имеют возможность покупки определённых объёмов топлива на бирже и продажи её на мировом рынке. Что здесь получается? Те объёмы топлива, которые изначально в рамках договорённостей между правительством и вертикально интегрированными нефтяными компаниями предполагались для внутреннего рынка, уходят на внешний рынок. И на фоне того, что в конце июня истекает действие ранее пролонгированного соглашения между ВИНКами и правительством, будет некая дестабилизация, произойдёт снижение объёмов, необходимых для внутреннего рынка. Поэтому такая мера является крайне важной и своевременной.
Но, с другой стороны, внедрение этой меры либо лицензирование экспорта топлива находится ещё на стадии рассмотрения.
Многие эксперты отмечают, что бог с ним, с этим невозвратом НДС, всего 20 процентов, но если маржа между внутренней ценой на бензин и внешней составляет 30 процентов, то этим перекупщикам все равно выгоднее продавать топливо на внешний рынок. Может быть, нужно в текущей ситуации, когда действительно разница в ценах существенная между внутренней ценой на бензин и внешней ценой на бензин, для этих компаний ввести вывозные пошлины, чтобы выравнивать цены для этих компаний?
О. Чередниченко: Здесь нельзя всё рассматривать так однозначно. Почему? Потому что внешний рынок крайне волатилен. С начала 2019 года котировки на рынке падали. Сейчас по результатам марта цены на баррель нефти марки "Брент" выросли более чем на 6 процентов. И при достижении большой разницы, мне кажется, стоит попробовать предложенную инициативу. Но опять-таки сейчас вопрос этот находится на стадии проработки. И к чему придёт Минэнерго, мы увидим в самом ближайшем будущем.
Что стало бы действительно эффективной мерой наполнения внутреннего рынка бензином по нормальной цене? Потому что нам всё время рассказывают, что, раз в мире цена на нефть очень низкая, нужно восполнять доходность тех же самых ВИНКов, поэтому цена на бензин и растёт. А потом, когда цена на нефть повышается на мировых рынках, нам говорят, что за рубежом бензин такой дорогой, поэтому мы не можем понизить внутреннюю цену на бензин. Чтобы сдерживать постоянное движение вверх цены на бензин при любой внешней конъюнктуре, какой бы механизм был наиболее эффективным?
О. Чередниченко: Во-первых, не надо забывать о налоговой составляющей в структуре цены на топливо, занимающей подавляющую её часть. И получается, что для формирования нормальной, стабильной ситуации на внутреннем рынке, мы просто должны рассмотреть элементарный механизм спроса и предложения. И в рамках механизма спроса и предложения путём исключения вывоза части топлива за рубеж через независимых трейдеров мы увеличиваем предложение. Очевидно, что цена в этом случае будет стремиться к стабильности. Под стабильностью я имею в виду её корректировку в рамках инфляции, не более того.
А для чего нужны эти независимые трейдеры, которые продают бензин за рубеж? Если они внутри продавали бы, понятно было бы, для чего они нужны – чтобы была конкуренция. А почему кто-то эту нефть добывает и перерабатывает, а потом кто-то у них продукт переработки покупает по внутренней, не очень высокой цене, и продаёт за границу? Эти перекупщики для чего нужны?
О. Чередниченко: Для внутреннего рынка они действительно являются своего рода демпфирующим механизмом. Для внешнего рынка они, скорее, не нужны. Они даже вносят отчасти некий хаос в ситуацию. А вот когда экспорт управляем, причём управляем со стороны государства, понятно, что есть ВИНКи, которые чётко работают по согласованным механизмам, а рынок абсолютно чёток и структурирован, такая форма будет более эффективной с точки зрения и государства, и его доходов.
А в других странах, которые нефть добывают и нефтепродукты производят, тоже есть независимые трейдеры, который работают на внешнем рынке? Или там всё построено под компании?
О. Чередниченко: В зависимости от страны, безусловно, независимые игроки присутствуют. В детали того, как это всё организовано, сейчас нет смысла вдаваться.
А в США есть независимые трейдеры, которые продают топливо за рубеж?
О. Чередниченко: Здесь такая ситуация. Да, такие трейдеры есть, но доля их достаточно скромна. Сейчас, я делаю акцент на российском рынке, просто у нас у рынка и у государства, как регулирующего механизма и одной из составляющих этого рынка, есть определённая задача. С одной стороны, это неснижение доходов от экспортных поставок, а с другой стороны, стабилизация на внутреннем рынке. Получается две ключевых задачи, между которыми крайне сложно балансировать. На мой субъективный взгляд, тот баланс, который будет достигнут после 30 июня, он всё же лежит в плоскости отмены возврата НДС независимым игрокам. Разница между внутренними и внешними ценами может в значительной мере корректироваться, это всё зависит от конъюнктуры внешнего рынка, который крайне волатилен. Тем более, периодически возникают такие проблемные зоны, как Венесуэла. Вроде бы маленькая страна, но, учитывая её запасы нефти, сейчас она, не сказать, что на 100 процентов, но в значительной степен исключена из мирового оборота нефти.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.