Авторские материалы «Иранская конференция»: темпераментный документальный спектакль в формате 3D
Персоны
В центре Москвы состоялась «Иранская конференция». Пьесу с таким названием драматурга Ивана Вырыпаева поставили в Театре наций. Это спектакль-брифинг, в котором самые звездные актеры обсуждают острые темы, задают неудобные вопросы и получают резкие ответы. На 2 часа зрители перемещаются в Данию и сами становятся участниками дискуссии. На спектакле побывала корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.
Копенгаген, конференц-зал, 2019 год. Католический священник, бывшая телезвезда, журналисты, публицисты и ученые обсуждают, как жить людям Запада, пока на Востоке ущемляют права человека. Каждый из участников подготовил конспект выступления. Но с первого же доклада все пошло не формально и предсказуемо, а живо и нервно. Решая проблемы голодающих и угнетенных, спикеры в дорогой обуви и модных галстуках вскрывают собственные душевные нарывы. Говорит режиссер спектакля Виктор Рыжаков.
РЫЖАКОВ: То, что происходит сегодня в нашем безумном мире – это и есть наши проблемы. И мы понимаем, что их нельзя отправить государству. Никому! Государство – машина. Мы забыли, что обращаться нужно к человеку, друг к другу, говорить о человеке, а не о каких-то институциях, которые должны нас спасти. Человек может защитить себя сам, но для этого нужно сделать очень большую работу. В 80-е года Шукшин говорил: «Люди, что же с нами происходит?» Это был такой месседж, брошенный нам. Сегодня он становится более актуальным, потому что наше благополучие, буржуазность очевидна для всех.
Происходящее похоже на документальный спектакль в формате 3D. Пока кто-то из докладчиков обращается к залу, остальные – ждут своей очереди. Предбанник со спикерами показан на широком экране. И знаменитые актеры устраивают там отдельное шоу. Один из героев – волнуется, другая – скучает, третий – дремлет, четвертый – готов «разорвать» всех на датский флаг. Этот отрепетированный экспромт – не единственная «изюминка» постановки, рассказывает исполнитель роли священника Евгений Миронов.
МИРОНОВ: Это очень интересный опыт, поскольку мы – артисты – друг с другом не встречались вообще. Эти монологи мы репетировали отдельно с режиссером. Мы там подсматривали, что репетируют Хаматова, Раппопорт или Гордин, но что это будет, я до конца не знал. И только режиссер готовил, чтобы потом на прогоне мы увидели друг друга, поняли в какой степени, как это волнует персонажей моих коллег, а это – оголенный нерв! "Конференция" вообще – это как спектакль пошел не так. Просто ужас, катастрофа. Ведущий не знает, что делать – такая должна быть степень вовлеченности наших персонажей.
Они все высказываются темпераментно. То обвиняют западное общество в страсти к потреблению, то призывают искать бога, то – опять вспоминают о правах человека. Каждый оратор легко доказывает свою правоту. А следующий – в два счета ее опровергает. Последней выступает поэтесса, чья неожиданная речь ставит многоточие в этом споре, уверена исполнительница роли Равшана Куркова.
КУРКОВА: Я думаю что, почву под ногами каждый человек сам для себя определяет. Но для героини моей это, конечно, любовь. Мне, актрисе, близка ее позиция, когда она говорит, что мы все кичимся этой личной, внутренней свободой, но при этом я не вижу счастья в людях. Только через любовь – неважно какую – к своему ребенку, к своим родителям, вообще к людям. Вот, учась этой любви, у нас есть шанс обрести эту гармонию, обрести эту платформу.
Изначально «Иранская конференция» должна была состояться в МХТ им. Чехова – текстом Вырыпаева заинтересовался сам Олег Табаков. Но мэтр не успел осуществить задуманное. После его ухода Евгений Миронов решил перенести постановку в Театр наций – чтоб не дать пропасть ценному материалу.