Авторские материалы Арктику «откроют» для туристов

11 апреля 2019, 12:10

Персоны

Правительство взялось за полярный туризм и готовит соответствующую программу развития. В российской Арктике есть что посмотреть. Вот только слаба инфраструктура, да и пока такой вид туризма весьма дорог. Об арктической индустрии гостеприимства – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Российская Арктика – тысяч десять километров в длину и более 2,5 – в глубину. Так что посмотреть есть на что. Самый популярный на сегодняшний день вариант – это примерно двухнедельная экскурсия на атомном ледоколе из Мурманска на Северный полюс. По пути – несколько остановок на полярных островах. Цена вопроса – от $30 до $40 тыс. Побывавшие на такой экскурсии туристы с энтузиазмом шлют свои видеоотчеты в соцсети: "Пока туристы спали, капитан и команда нашли совершенно девственное ледяное полотно, и ледокол остановился. Весь день мы провели на толстом полярном льду. Сделали незабываемые фото, позвонили родным с самого Северного полюса. А самые смелые даже искупались в Северном Ледовитом океане. Вкусный обед на льду согрел всех – искупавшихся и группу поддержки. Правда, ветер не позволил нам подняться на воздушном шаре, как было запланировано. Но всё равно все были очень довольны. В 17:00 ледокол взял курс на обратный путь".

Экскурсии на Северный полюс – это отдельный маршрут. Он существует давно, дорог, доступен единицам и зависит от ледокольного флота. Ростуризм же взялся за разработку морских круизов по Арктике. То есть, видимо, имеется в виду, на стандартном круизном лайнере, не углубляясь далеко во льды. Дешевле и более массово. И, кстати, более продуктивно. Ибо всё самое интересное действительно располагается вблизи побережья материка, говорит полярник, член координационного совета по детскому туризму при правительстве России Матвей Шпаро.

ШПАРО: Потому что все-таки основная красота – это наши острова, наше побережье, птичьи базары, лежбища морских котиков, моржи, белые медведи, новые земли, остров Врангеля, который вообще является заповедником белых медведей. Вот вся эта история – интересная и красивая, замечательная, но это, конечно, в прибрежной части, а не в центральной Арктике.

Но круизный лайнер может пришвартоваться только в больших портах, которых у нас в Арктике почти нет. А дальше туристов надо пересадить на что-то более компактное, чтобы доставить на те же птичьи базары. Это в любом случае далеко. Вертолеты туда долететь могут не всегда, рассказал каналу «Россия 24» менеджер туристической компании Константин Самохин.

САМОХИН: Есть опыт мирового использования малой авиации, которая значительно дешевле вертолетов. Скажем, в Норильске, в аэропорту Валёк. Это маленький гражданский аэропорт, где стоят вертолеты. В советское время там был целый гидропорт, где стояли гидросамолеты. Такие же самолеты на Мальдивах возят людей с большого аэропорта до маленьких островов. Соответственно, эти гидросамолеты летали по всем озерам. И это было очень удобно, это было гораздо дешевле, чем вертолет Ми-8.

Да и вообще, по мнению экспертов, можно обойтись чисто авиационными, небольшими экскурсиями. Группа туристов прилетает в базовый аэропорт. А с него малой авиацией уже на точку. Всё дело в создании соответствующей инфраструктуры и развитии логистики. Возможно, стоит перенять опыт Скандинавии. Например, по маршруту Осло – Шпицберген летает по два рейса в день. А уровень экстремальности отдыха зависит от пожеланий и кошелька туриста, рассказывает путешественник Алексей Хлопов.

ХЛОПОВ: Ходить по островам на яхте, на корабле, спускаться в заброшенные рыбацкие деревни, спускаться просто ради ландшафта – опций очень много. Снегоходы, квадроциклы. Там действуют строгие природоохранные законы. Нельзя ничего трогать, нельзя мусорить. Неважно, чья территория – арендованная Россией или норвежская. Везде поддерживается определенный порядок.

Российская специфика еще и в том, что у нас большая часть арктического побережья – закрытая пограничная зона. Для посещения того или иного объекта надо получать специальные разрешения. Что долго и затратно. Тем не менее, туры в Арктику есть. Правда, идут они по разделу "индивидуальный отдых". Так, с 10 августа по 5 сентября пройдет круиз по легендарному Северному морскому пути. Начало круиза – с американской Аляски. Дальше – Чукотка и вдоль всего российского побережья. Конечная точка – Мурманск. Цена всего этого удовольствия начинается от $42 тыс. Да, перелеты на Аляску и из Мурманска в эту цену не входят.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация