Авторские материалы Синтетику – на отдельную полку: природные алмазы хотят отделить от искусственных
Персоны
Синтетические алмазы будут продавать на отдельных витринах. Правительство подготовило постановление, которое обяжет продавцов ювелирных изделий указывать, в каких находятся только природные камни, а в каких – искусственно выращенные. В пояснении к документу говорится, что по своим свойствам лабораторные алмазы ничем не отличаются от натуральных. И продавцы нередко вводят в заблуждение своих клиентов, выдавая одни камни за другие. Эксперты уверяют, что с подменой бриллиантов справиться почти невозможно. Клиентам уже давно продают совсем не то, что они думают. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.
В ювелирных магазинах могут появиться отдельные полки для синтетических алмазов. Минфин подготовил проект постановления, который обяжет продавцов выставлять изделия из лабораторных камней отдельно от природных. Эксперты говорят, что для покупателя алмазов это мало что поменяет. В сертификатах на изделия уже записано, есть в нем синтетические камни или нет. И новое требование, по сути, просто заставит продавцов отсортировать свою продукцию и разложить по полочкам, чтобы покупатель точно не запутался. Комментирует ювелир-геммолог Яков Блюменкранц.
БЛЮМЕНКРАНЦ: На бирке все написано. Зачем отделять? Если вас захотят обмануть – вас обманут. В этом нет никакой необходимости. За рубежом в магазинах синтетика отдельно не лежит, все продается вместе.
На практике клиенты нередко попадают впросак. По закону камень – хоть он из природного алмаза, хоть из лабораторного – все равно называется бриллиантом. И на бирке крупным шрифтом будет написано: "изделие содержит бриллиант". Если продавца специально не спрашивать, то он не обязан рассказывать о происхождении камня. Нередко люди берут изделие, не разобравшись, что к чему, и только дома узнают, что это – синтетика. И вернуть его потом нельзя – формально обмана нет, это не брак и не дефект.
Бывает, что продавец сам не знает – синтетика у него или природные камни. И даже не пытается в этом разобраться, говорит гендиректор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
УТКИН: Есть попытки ввести в заблуждение потребителя. И пока в этой части не будет наведен порядок, бессмысленно требовать отправить синтетику на отдельные прилавки. Продукт поступает от производителя. Если он написал недостоверную информацию на бирке, то продавец просто выложит ее на соответствующий прилавок.
Согласно данным таможни, в Россию ввозится очень мало синтетических алмазов – около 5% от объема всех драгоценных камней. В мире их насчитывается и того меньше – около 2% от оборота. На самом же деле эти данные не учитывают основную массу небольших бриллиантов, которые никогда не проверяют на предмет происхождения. Всю партию штампуют как природную, даже если там подмешана синтетика. Отделить ее от природной не только сложно, но и дорого. Аппарат для проверки стоит десятки тысяч долларов, и ни в каждой лаборатории он есть (а в магазинах их не бывает в принципе). По цене качественная синтетика тоже близка к природным алмазам (всего на четверть дешевле). Вот и получается, что покупка изделия с бриллиантом похожа на игру в рулетку: никто не гарантирует, что в сертификате написали правду, говорит Яков Блюменкранц.
БЛЮМЕНКРАНЦ: Сейчас определяют лучами, а скоро и это будет сложно сделать. Придумают еще что-нибудь. Этот аппарат – единственный на сегодняшний день определяет безошибочно. А что завтра придумают способные люди – кто его знает.
Как ни странно, производители ювелирных изделий тоже не всегда в курсе, какие камни им поставляют. Проблема в том, что современная синтетика ни в чем не уступает природным алмазам: химический состав, цвет, блеск, прозрачность, твердость – всё то же самое. В России проблема усугубляется тем, что основной производитель синтетических камней находится совсем близко – это Китай. И если даже подменные камни тормозят на китайской границе, они легко могут попасть к нам потом через союзные республики, добавляет Эдуард Уткин.
УТКИН: Основную массу камней мы получаем из Армении. Она сейчас входит в Таможенный союз, у нас нет с ней таможенной границы, нет госконтроля. И какие камни от них поступают, сказать очень сложно. С учетом того, что современный синтез сильно шагнул вперед, сейчас геммолог вооруженным глазом не может отличить природный камень от синтетического.
В других странах с этой проблемой тоже пытаются бороться. Например, в США запрещено вводить в заблуждение покупателей, скрывая от них, что камень – синтетический. С другой стороны, производителям природных камней запрещено писать, что они – природные, натуральные, экологически чистые или какие-то особенные – чтобы не вызывать иллюзию того, что синтетика у их конкурентов чем-то опасна или хуже по своим свойствам. Покупатели же делятся на тех, кому важно происхождение алмазов, и тех, кому все равно. Первые считают, что бриллиант не может быть искусственным, иначе теряются его ценность и очарование. Вторые говорят, что ювелирное изделие может быть либо красивым, либо нет, а переплачивать за его статус просто глупо.