Авторские материалы Удар молнии как причина авиакатастроф
Персоны
Сильные грозы и молнии неоднократно становились причинами авиакатастроф. Порой самолеты разрушались прямо в воздухе. О том, когда молния становилась причиной гибели сотен пассажиров, а когда трагедия обходила стороной, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Андрей Хохлов.
Одним из первых случаев произошел в 1963 году. 8 декабря Boeing 707 вылетел из Балтимора. Сразу после взлета в лайнер ударила молния. Из-за этого взорвались пары горючего в баках левого крыла самолета. Такого фюзеляж не выдержал, и Boeing развалился прямо в воздухе недалеко от взлетной полосы. Погибли 8 членов экипажа и 73 пассажира. После этого инцидента в США даже стали устанавливать громоотводы на все коммерческие реактивные самолеты.
В декабре 1971 года в грозовой фронт попал лайнер перуанских авиалиний. Летел он из Лимы. Ненастье застало его над джунглями. Молния поразила правое крыло. После удара оно отвалилось. 92 пассажира, которые были на борту, упали прямо в тропический лес. Из них чудом выжил только один. Счастливчиком оказался подросток, которого спустя 12 дней нашли спасатели.
Среди последних крушений самолетов из молний – катастрофа с китайским авиалайнером в июне 2000 года. Тогда мощный разряд электричества ударил лайнер при снижении. Произошел взрыв топлива, и самолет разорвало на две части. Причем обломки рухнули на авиагавань. В результате погибли 4 члена экипажа, 38 пассажиров и 7 человек на земле.
Но есть масса примеров, когда молния не приводила к трагическим последствиям. Так, в 2004 году электричество поразило Airbus A310 турецких авиалиний. Самолет следовал из Стамбула в Анталию. Пострадало только стекло кабины пилотов. Борт удалось удачно посадить. Ни одного человека не пострадало. То же самое произошло с Boeing 777 японских авиалиний двумя месяцами позднее. Лопнуло тоже стекло кабины.
Куда больше проблем принесла молния экипажу нашего Ту-154 в 1997 году. Пилотам пришлось сажать самолет с одним отказавшим двигателем. А в 2004 году украинский Аy-124, летевший над Алжиром, получил сразу два разряда. В итоге отказал один двигатель, но это не помешало самолету продолжить свой полет.
Молнии в самолеты бьют регулярно. Как правило, вреда особого не наносят. Все современные самолеты оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. Помимо композитных материалов в своей конструкции, они имеют экранирующие сетки. Ими, например, оснащены Boeing 787 и Airbus А350. Дополнительную защиту получают и топливные баки. Горловины, соединения, люки могут выдержать разряд молнии, температура которого может достигать 30 000 градусов по Цельсию.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в кучево-дождевых облаках, на высотах от 2 до 5,5 километров.