Авторские материалы Вместо проверок бизнеса – «визиты»

16 мая 2019, 15:43

Персоны

Бизнесменов освободят от проверок, но инспекторы смогут приходить к ним чаще, чем раньше. Минэкономики представил новый, радикально пересмотренный порядок работы надзорных органов с предпринимателями. Например, обычная согласованная проверка может быть заменена на внеплановый визит без осмотра документов и наложения штрафов. Ведомство считает, что это поможет наладить позитивные отношения между чиновниками и бизнесом. Однако сами предприниматели отнеслись к этой идее с недоверием. Они говорят, что вместо добрых отношений для них будет лучше, если споры с контролерами они будут решать по-деловому – в суде. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.

Контроль над бизнесом хотят ослабить, но так, чтобы явных нарушителей ловили чаще. Столь противоречивую задачу поставили в Минэкономики, где сейчас дорабатывают закон о государственном контроле. Там много положений, и одно из самых любопытных, что на предприятия смогут приходить инспекторы не с обычной проверкой, а просто визитом. Им не потребуется для этого санкция прокуратуры или высшего начальства. Это будет что-то вроде легкой ревизии: похвалить тех, у кого все в порядке и, наоборот, пожурить тех, кто нарушает. Свои наблюдения, например, в части пожарных правил, инспектор будет добавлять в некий рейтинг, и уже после обработки всех таких визитов ведомство решит, какое из предприятий нужно срочно проверять, потому что есть угроза жизням и имуществу. А кого можно пока не трогать – у них не настолько все плохо.

Бизнес-сообщество к этой идее традиционно отнеслось с подозрением. Юрист компании Urvista Глеб Подъяблонский не верит, что инспекторы будут по-доброму закрывать глаза на то, за что формально они имеют право оштрафовать.

ПОДЪЯБЛОНСКИЙ: Это не облегченный формат, а как бы разведка. Это – возможность без всякого предупреждения приходить, проверять. Просто давайте представим, что мешает инспектору прийти сегодня на объект, вообще никого ни о чем не предупреждая, вот просто потому, что он захотел. Так это сейчас предлагается и подается под соусом, что документы он смотреть не будет, просто приходит и смотрит. Сегодня он пришел на осмотр, а завтра явится с проверкой по факту выявленных недостатков.

Впрочем, в правительстве с понимаем относятся к тому, что бизнесу новый формат может не понравиться. Параллельно с новыми правилами проверок, или визитов, они готовят сокращение количества нарушений, за которые будут взимать штрафы. Сейчас определения в законах размыты, и проверяющий имеет право сам трактовать, подходит конкретная ситуация под группу нарушений, описанных в кодексе, или нет. Теперь обещают составить более конкретный перечень требований, за неисполнение которых бизнес точно оштрафуют. При этом в правительстве уверены, что сокращение требований не приведет к росту аварийности, поскольку удалять будут только избыточные положения.

Минэкономики подсчитало, что общее количество обязательных нормативов для бизнеса включает в себя 9000 законов и подзаконных актов. На исполнение которых, причем далеко не в полном объеме, предприниматели тратят 150 миллиардов ежегодно. Раз все понимают абсурдность такого большого количества правил, то их давно пора почистить от лишнего, добавляет Глеб Подъяблонский.

ПОДЪЯБЛОНСКИЙ: Есть такая разновидность забастовки – итальянская или японская, – когда работники начинают выполнять все требования трудового законодательства, техники безопасности, внутренних регламентов. Практика показывает, что после этого любое предприятие, завод просто встают. Если заставить бизнес соблюдать вообще все законы до последней запятой, то денег у бизнеса не останется ни на зарплату сотрудникам, ни вообще ни на что-либо.

То, о чем не говорят составители нового закона, однако бурно обсуждают бизнесмены – ничего нет по поводу борьбы с коррупционной составляющей. Любая проверка сегодня воспринимается как акт вымогательства, и предприниматели, как правило, заранее готовятся откупаться от инспекторов, даже если те пришли по мелкому вопросу. Проверяющие ведомства, в свою очередь, часто настроены на то, что бизнесом занимаются не самые честные люди, а потому нарушений у них не быть не может. Так сложилось во всех странах, и с этим недоверием друг к другу можно бороться только по-деловому, когда споры между государственными службами и бизнесом решаются в судах. У нас же с этим пока большие проблемы, признает руководитель компании «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Скрипка.

СКРИПКА: Законами можно исправить ситуацию только в одном случае: если у бизнеса будет возможность быстрого доступа к правосудию. Грубо говоря, проверка установила нарушения, которые бизнес не признает или считает несущественными, – и суды в быстром порядке рассматривают такой спор. И суд не в позиции, как сейчас, изначально на стороне государственных проверяющих, а именно в нейтральной позиции. И принимает решение, основанное на законе.

Есть еще одна современная концепция, которая позволяет поддерживать высокое качество надзора за бизнесом и при этом не связываться с коррупционной составляющей. Это – применение новых технологий. В новом законе про это тоже есть ряд пунктов. Например, там говорится, что вместо регулярных проверок по той же пожарной части следует внедрять дистанционные датчики и видеокамеры. Чтобы те места, которые несут особый риск для людей, были под круглосуточным наблюдением государства, и при этом не было соблазна кому-то с кем-то «договариваться» о том, чтобы отложить проверку или на что-то закрыть глаза.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация