Авторские материалы Мученик Вонифатий: кто он такой и почему избавляет от пьянства?
Персоны
Московскому научно-практическому центру наркологии передали икону святого Вонифатия с частицей его мощей. Во время церемонии нарколог Евгений Брюн рассказал, что Вонифатий – один из самых почитаемых в наркологии святых. В свою очередь, представители Фонда святого мученика Вонифатия отметили, что в церквях с мощами святого страдающие алкоголизмом быстрее избавляются от своего недуга. Почему православные обращаются к святому Вонифатию для избавления от пьянства, попытался выяснить обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
В христианской традиции для борьбы с той или иной страстью принято молиться святым, при своей жизни исцелявшим от этого недуга. Или тем подвижникам, которые сами победили в себе такие наклонности. К примеру, страдающие запоями молятся святому Моисею Мурину, который до своего обращения был разбойником и пьяницей, а затем стал строгим монахом. Или же молятся перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша». Это, по многим свидетельствам, помогает избавится от алкоголизма. Почитаемые списки этой иконы сейчас находятся в Серпухове – в Высоцком и Владычном монастырях.
А вот мученик Вонифатий, если судить только по его житию, к исцелениям от пьянства отношения не имел. У него была другая страсть – блуд. В Древнем Риме он был невольником и жил со своей госпожой – знатной женщиной Аглаидой. Та сделала его управляющим своим имением. Со временем, согласно преданию, Вонифатий и Аглаида осознали ошибки и победили грехи. А позже Вонифатий был убит – во время гонения на христиан в конце III века. Сейчас его мощи покоятся в Риме, в церкви святых Алексия и Вонифатия, на Авентинском холме. Но традиция обращения к Вонифатию для исцеления от алкоголизма – достаточно древняя.
Дело в том, что в день, когда Церковь вспоминает мученика Вонифатия, отмечается память и другого святого, с тем же именем – Вонифатия Милостивого, итальянского епископа, жившего в VI веке. У него была бедная епархия. Весь церковный доход приносил виноградник. И как раз этот святой Вонифатий, согласно его жизнеописанию, несколько раз чудесным образом умножал количество вина.
Сколько бы ни пили из его винных сосудов, эти емкости оставались полными. Причем святитель Вонифатий использовал вино на добрые цели, а не для пьянства. Поэтому ему и молились для исцеления от данного недуга.
Позднее образы двух святых стали смешиваться. Алкоголики и их близкие стали молится и мученику Вонифатию, а не только святителю. И в этом нет ничего странного. Помощь оказывают, согласно христианской традиции, любые святые. Тем более, что память и того, и другого Вонифатия приходится на 1 января по новому стилю. То есть на Новый год, когда многие как раз страдают от слишком большого количества выпитого. Более того, пьянство и блуд (то есть внебрачная связь) – связанные пороки. В прошлом считалось, что одно часто приводит к другому. А здесь могут помочь как раз оба Вонифатия.
Отмечу, что в данном случае речь идет именно о пьянстве. Само по себе употребление спиртного в христианстве не считается грехом. Первое чудо Иисус Христос совершил во время свадебного пира в Кане Галилейской – превратил воду в вино. Даже строгие монастырские уставы допускают для монахов умеренное потребление вина. Но не много и не каждый день. Так что вопрос – в количестве и в частоте приема алкоголя. Хотя, конечно, пьяницы, по словам апостола Павла, «Царства Божия не наследуют».