Актуально В России создадут экобренд
В. Путин в своём обращении к Федеральному собранию сказал о том, что в стране должен появиться свой. отечественный, защищённый "зелёный бренд". Речь идёт об экологически чистых продуктах с прицелом экспортировать эту продукцию за рубеж. То есть, экспортировать не только сырьё: нефть и газ, но ещё и экологически чистые продукты, спрос на которые очень велик на мировом рынке продовольствия.
Что такое экологически чистые продукты? Мы все полагаем, что едим только экологические продукты.
О. Мироненко: На сегодняшний момент в законе об органических продуктах написано, что органическое – это экологически чистое. В законе обозначено, что органические продукты – это те продукты, которые произведены без использования пестицидов, гербицидов, когда при лечении животных не используются антибиотики, когда при переработке не используются искусственные красители и усилители вкуса и т.п. В этом продукте отсутствуют "синтетические вещества".
На полках российских магазинов такие продукты уже есть?
О. Мироненко: Да. На сегодняшний момент на полках магазинов такие продукты появились, но, к сожалению, вместе с правильными продуктами появилось достаточно большое количество фальсификата. Именно поэтому основной целью при разработке закона было как раз очистить полки от фальсификата, чтобы потребитель, приходя в магазин, видел экологически чистый или органический продукт и мог купить его без сомнения в том, что он именно такой.
Что такое "защищённый бренд" применительно к экологически чистой продукции? О чём идёт речь? Минсельхоз расписал "дорожную карту", там много чего будет делаться, составлен огромный план мероприятий, а вот если свести к нескольким словам, что такое "защищённый зелёный бренд"?
О. Мироненко: Это продукция, которая произведена в соответствии с национальными стандартами. Это продукция, за которой ведётся наблюдение на всех этапах производства. И даже после того, как эта продукция поступит на полки, она будет отслеживаться государством с точки зрения именно качества, которое заложено в названии. Это что касается слова "защищённый". Если же говорить о слове "зелёный", то это понятие более размытое, нежели понятие "органический". Так же, как и понятие "экологически чистое" более размытое. Поэтому нам бы хотелось, чтобы в послании президента к Федеральному собранию слово "экологически чистый" соответствовало бы понятию "органический".
Но здесь сразу хочу отметить, что, несмотря на большой план, который Минсельхоз планирует реализовать, многие пункты с точки зрения органики на сегодняшний момент уже выполнены. В частности, уже существует национальный стандарт, который чётко описывает, как органическая продукция должна производиться, как она должна маркироваться и как она должна храниться. Более того, в СМИ можно увидеть достаточно много информации о том, что Минсельхозом уже даже определён знак, которым будет маркироваться органическая продукция.
Сегодня такая продукция достаточно востребована не только на внутреннем рынке, но и на зарубежных рынках. Недавнее участие российской делегации в выставке BioFach подтвердило, насколько много зарубежных стран хотели бы покупать органическую продукцию, которая производится в России. Поэтому на сегодняшний момент так много работ производится именно в этом направлении.
Все перечисленные позиции сразу вызовут ассоциацию у слушателей, что стоит эта продукция ой как дорого. Потому что, когда на каждом этапе добавляется дополнительное действие, а я говорю сейчас про контроль, это сказывается на себестоимости продукции. Ну и затем торговые сети или просто магазины тоже не отстанут в этой истории. Сегодня, пока нет защищённого бренда, но есть уже экологически чистые продукты, какова их цена по сравнению с продуктами не экологическими чистыми? Именно цена экологически чистых "честных продуктов" и обычных продуктов?
О. Мироненко: Давайте разделим здесь два понятия. Существует отечественный рынок и есть зарубежный рынок. Российский рынок находится на самой начальной стадии развития, и поэтому на сегодняшний момент у нас очень мало производителей и нет конкурентной среды.
Но, с другой стороны, у людей есть большое желание покупать. И возникает та самая ситуация, когда органический товар на российской полке стоит значительно дороже, чем неорганическая продукция. Например, органическое молоко сегодня стоит на полке и стоит практически в два раза дороже, чем обычное. По мясу ещё выше диапазоны. По овощам и фруктам, где меньше процессов переработки, эта разница меньше – приблизительно 30-40 процентов.
Но если посмотреть на развитые рынки, например, на европейские, то можно увидеть, что разница в цене молока там не превышает 15 процентов. И вообще средняя разница в стоимости органического и неорганического продукта – это где-то 15-30 процентов. Мы считаем, что это приемлемо. Но отечественная цена – это исключительно следствие развития нашего рынка.
Много ли российских сельхозпроизводителей хотят подключиться к процессу создания именно экологически чистой продукции? Это же такая морока и головная боль. Я имею в виду тотальный учёт и контроль. Когда процесс станет широким и цены упадут, будет ли рентабельно производить органическую продукцию?
О. Мироненко: Будет рентабельным, если, во-первых, в это дело включится государство и оно окажет ту же самую поддержку, которую оно оказывает классическому сельскому хозяйству. Да, она будет немного другой, но во всём мире нивелирование в цене, которое позволяет потребителю покупать ту или иную продукцию, связано в том числе и с воздействием государства на процесс.
Во-вторых, в этот сектор придут технологии, которых сейчас у России нет. Придут отечественные биопрепараты, которые мы закупаем за валюту, придут отечественные биоудобрения. Этот рынок будет развиваться, и мы наконец начнём производить это сами. И это существенно повлияет на цену.
Плюс ко всему сегодня производитель вынужден замыкать на себя всё: от производства кормов до конечной переработки продуктов. А во всём мире происходит диверсификация, когда я произвожу молоко, но я его не перерабатываю, а передаю переработчику. Та же самая Финляндия работает именно по такой схеме. И мы видим, какова разница в стоимости молока. Компания Valio производит органическое молоко, и разница в цене с неорганическим молоком у неё 15 процентов.
В России будет разрабатываться национальный стандарт органической продукции, а есть ли какой-то универсальный стандарт? Потому что когда производитель выходит на мировой рынок, он должен на что-то ориентироваться? А отечественные стандарты могут оказаться мягче или жёстче тех стандартов, которые действуют на мировом рынке. Вообще, есть ли некий усреднённый стандарт для экологически чистой продукции?
О. Мироненко: Да, есть организация ИФОАМ интернэшнл, которая держит базовый стандарт и проверяет все мировые стандарты на их соответствие базовому. Российский стандарт, который был разработан, сейчас проходит проверку в IFOAM International на соответствие базовым стандартам. Мы надеемся, что эта работа завершится в течение ближайших полутора лет, и мировое сообщество признает российский стандарт соответствующим мировому. Мы сейчас идём по этому пути.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.