Вечерняя смена В России упростили процедуру получения инвалидности

21 мая 2019, 20:40

Сейчас процедура освидетельствования проводится по заявлению гражданина, которое он подает в бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы) в письменной форме вместе с другими медицинскими документами. Однако после внесённых изменений направление на МСЭ будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ в форме электронного документа без участия инвалида.

Эксперт – председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Евгеньевич Нилов.

Что за упрощения? Судя по документам, единственное упрощение заключается в том, что от письменной формы перешли к электронным медицинским заявлениям. Подать заявление на получение инвалидности теперь можно будет в электронном виде. Это все упрощения?

Я. Нилов: Согласен. Те изменения нормативно-правовых актов, которые были сегодня приняты, касаются лишь очень узких вопросов.

Первое. Теперь гражданину, у кого по состоянию здоровья предполагается определение инвалидности, не нужно будет подавать собственное заявление в органы МСЭ, все эти данные будут передаваться в рамках межведомственного взаимодействия самой медицинской организацией в том случае, если гражданин даст на то согласие.

Второе. В том случае, если гражданин будет не согласен с тем решением, которое было вынесено, он сможет также в электронной форме его обжаловать. И получать протокол, получать соответствующее решение органа МСЭ также можно будет в электронной форме. Конечно, всё это упрощает и ускоряет процедуру, но до конца проблему не решает.

Мне кажется, что электронная форма для тех категорий населения, которым инвалидность необходима, а речь идёт о возрастных пациентах, как раз совершенно не доступна.

Я. Нилов: Я с вами согласен. Речь идёт о тех гражданах, кто проходит необходимые исследования для того, чтобы им была присвоена или не присвоена группа инвалидности. За это отвечают органы исполнительной власти. Я представляю Госдуму и являюсь депутатом фракции ЛДПР, которая настаивает на том, чтобы у нас в стране появился уполномоченный по защите прав инвалидов РФ, человек, который бы изнутри знал, какова вообще проблематика и внутреннее состояние тех непростых вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями по здоровью. Чтобы у нас не было ситуаций, когда колясочника не пускают в ресторан из-за того, что он якобы кому-то не нравится, или что это эстетически неправильно. Чтобы не было ситуаций, когда в самолёт невозможно попасть инвалиду...

А как это связано одно с другим? Упрощённая процедура получения инвалидности и нетолерантность общества к инвалидам?

Я. Нилов: Напрямую, конечно, те поправки в нормативно-правовую систему, которые были подписаны председателем правительства, не связаны, но мы должны вспомнить, что ещё в советское время инвалидов вообще изолировали. Идеология была направлена на изоляцию людей с ограниченными возможностями. Потом мы начали менять идеологию, менять свой менталитет, своё отношение к людям с инвалидностью. У нас была ратифицирована Конвенция по защите прав инвалидов, мы должны теперь соответствовать утверждённым международным стандартам. Но, к сожалению, мы видим, что периодически в регионах проявляются отдельные некорректные, возмутительные, противозаконные вещи, когда инвалидов высаживают из общественного транспорта, не допускают в места общего пользования, когда права их нарушаются и они не знают, куда обратиться.

Известно, что процедура получения инвалидности для любого больного была настоящей пыткой: собрать необходимое количество справок, пройти все комиссии, уложиться в определённые сроки, чтобы собранные справки не устарели, делать это ежегодно. Когда только эта история начинала обсуждаться. речь шла о том, что медицинские учреждения возьмут на себя большую часть забот по сбору всяких разных справок. В итоге всё-таки будет так, что медучреждения сами будут собирать документы?

Я. Нилов: Если анализировать те поправки, которые сегодня были подписаны, то можно говорить о том, что лицу, у кого есть соответствующее заболевание и предположительно может быть определена соответствующая группа инвалидности, теперь нет никакой необходимости самостоятельно идти и подавать заявление. За него всё это сделает медицинская организация, которая в рамках межведомственного взаимодействия направит всю необходимую информацию в органы медико-социальной экспертизы. От человека только требуется на это согласие.

Мы знаем в Комитете Госдумы по труду, социальной политике от российских граждан, как они мучаются, когда подтверждают группу инвалидности, как им группу инвалидности завышают, как не присваивают. К сожалению, такое есть. Я всегда призываю всех не молчать. Если информация есть, информируйте об этом обязательно Госдуму, правительство, своих депутатов, прокуратуру, потому как, если человек молчит и об этом не говорит, то эта информация никуда дальше не уходит. И считается, что всё хорошо. Хотя мы знаем, что не хорошо и надо менять ситуацию к лучшему. И тем людям, у кого по состоянию здоровья должна быть присвоена определённая группа, она должна быть присвоена, чтобы они не чувствовали трудности прохождения всех этих процедур.

Почему сегодня так сложно больным людям получить инвалидность? Те, кто должен им эту инвалидность присваивать, стоят насмерть, как будто защищают свои ценности, как будто это из их карманов начнут деньги вытягивать?

Я. Нилов: Мои ощущения следующие. Во-первых, у людей, которые занимаются вопросами определения групп инвалидности и работают в подобных организациях, исходя из того, какое количество людей к ним приходит, исходя из той атмосферы, в которой они работают, происходит определённое изменение состояния, они становятся чёрствыми. И они не всегда понимают и вникают в проблемы людей, кто к ним обращается. Это первое. Происходит профессиональная деформация.

Второе. Есть определённые команды со стороны руководства, со стороны начальства и определённые показатели. Все эти показатели влияют на расходы федерального и регионального бюджетов. Потому как в отношении каждого гражданина, кому присвоена та или иная группа инвалидности, существуют определённые социальные обязательства со стороны государства. Это всё затратные мероприятия. Поэтому я не исключаю, что сверху приходят определённые команды и те, кто в этой процедуре участвуют, стараются завысить либо недосмотреть, не посмотреть, либо они считают, что могут сами заработать на этом процессе, потому как они находятся в таком положении, когда им приходится работать в тяжёлой, не простой морально-эмоциональной атмосфере, заниматься здоровьем тех граждан, кому присваивается инвалидность.

Программу "Вечерняя смена" вели Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация