Актуально Правительство призывает независимые АЗС не паниковать
• Что волнует независимые АЗС?
И П. Баженов: Волнует то, что сегодня наблюдается тенденция, которая была характерна для 2018 года, когда в России первоначально, активно и стремительно росла отпускная цена, следствием чего был рост розничных цен. Поэтому, безусловно, надо помнить, что весь 2018 год независимая розница работала в убыток, а с начала 2019 года в убыток стала работать переработка, в том числе и независимая. У розницы был момент, когда ей можно было немного оправиться от потрясений 2018 года. Но сегодня мы видим, что картина повторяется, поэтому и бьём тревогу. И нам бы очень хотелось, чтобы наша тревога и удары в колокол не подтвердились в итоге. Но в последнее время случается так, что наши прогнозы, к сожалению, сбываются. А вот заверения, что всё будет хорошо, сбываются гораздо реже.
Правительство подтверждает, что да, действительно на бирже цены несколько подросли. Но они подросли и на общемировом рынке. Поэтому, простите, но цены на топливо мы же можем сдерживать, так как всё это рыночная история, рыночные отношения.
П. Баженов: Внутри страны у нас ситуация уже давно совершенно не рыночная. А, если бы у нас была рыночная ситуация, во-первых, оптовые цены давным-давно были бы значительно выше. Потому что с начала 2019 года нефтяные компании-производители работали в условиях, когда экспортная альтернатива была на 20 тысяч за тонну по бензину более привлекательной, чем поставки на внутренний рынок. По сути, это 30 процентов упущенной выгоды. И правительство заставило всё-таки их оставлять топливо на внутреннем рынке. Об этом же была договорённость.
А рынок – штука упрямая. Почему оптовые цены реально были на сверхнизком уровне относительно рыночной конъюнктуры? На мой взгляд, они сдерживались искусственно. Искусственно цены сдерживались нефтяными компаниями в первую очередь. Понятно, что правительство очень этого хотело. Но такой степени сдерживания, конечно, правительство не планировало достичь. Понятно, что, чем ты сильнее что-то сдерживаешь, тем сильнее оно отскочит потом и рванёт. Любая пружина имеет обратный отскок. Для чего это было сделано? Потому что шёл диалог между нефтяниками и Министерством финансов, у которого нефтяники просили дополнительные средства. Но сегодня Минфин упёрся, заявляет, что не знает, откуда брать компенсации. Компенсации нужны для чего? Они нужны для того, чтобы сбалансировать ситуацию между экспортной альтернативой и внутренним рынком. Почему это важно? Потому что Россия – страна-экспортёр, и в любом случае цены на внутреннем рынке будут у нас зависеть от цен на внешнем рынке. По-другому быть не может, потому что нефтяные компании всегда смогут отгрузить топливо либо туда, либо оставить здесь. Такая альтернатива всегда будет.
Соответственно, от чего зависит этот баланс? От налоговой составляющей. Но что сделала российский Минфин? Он сделал следующее: в случае отгрузки топлива на внутренний рынок у нас платится акциз, а это 20 процентов от цены, платится НДС, это тоже 20 процентов от цены. А в случае экспорта у нас, понятно, что там дороже логистика, платится только экспортная пошлина, нет ни акциза, ни НДС, а экспортная пошлина сейчас берёт курс на снижение. Соответственно, был создан заведомый налоговый диспаритет между ценами внутреннего рынка и экспортом. И это создаёт постоянный дисбаланс.
Как только в России наступает весна и происходит увеличение спроса на топливо, сразу НПЗ становятся на плановые ремонты. В этом году не было такого?
П. Баженов: Нет. Но эта история была всегда и будет. НПЗ надо ремонтировать и на них нужно проводить профилактику. Таков технологический цикл. Без этого, к сожалению, никак.
Имеется в виду, когда несколько НПЗ одновременно становятся на плановый ремонт, просто топлива на рынке становится меньше, и цены начинают расти. В этом году НПЗ по какому-то другому графику уходили на профилактику?
П. Баженов: Нет. Графики заведомо известны, и в принципе к любому графику можно подготовиться, создать запасы и прочее. Мне кажется, что как раз влияние ремонтов НПЗ несколько преувеличено в качестве фактора, влияющего на цены. Безусловно, это является одним из факторов, но его значение преувеличено. Потому что к этому можно подготовиться, это планируемые явления. Скорее, влияют внешняя конъюнктура и налоговая ситуация. Вот что действительно важно.
Новая заморозка цен на топливо действует до 1 июля. Но почему мы сейчас бьём в колокола? Потому что мы видим, что сегодня уже опт вплотную подошёл к рознице. Очень вероятно, что независимые заправки будут вынуждены начать поднимать цены уже в июне, а к моменту 1 июля будет важен вопрос – в какой конфигурации рынок подойдёт. Если оптовая цена будет очень плотно сближена или перешагнёт розничную цену, потому что мелкооптовая цена, наверное, тоже заморожена, а вот крупнооптовая цена на биржах – нет, и если оптовая цена перешагнёт розничную цену или будет равна или очень плотно сблизится, то заморозить цену в действующих параметрах уже не получится. А учитывая, что Минфин всячески сопротивляется расширению демпфирующего механизма, к которому я не очень позитивно отношусь в принципе, потому что считаю его изобретённым велосипедом, работать надо было с акцизом, но нет, сначала заберём, а потом отдадим – это порочная практика.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.