Авторские материалы Магазины и рестораны проверят на безнал
Персоны
За наличный расчет будут наказывать. Центробанк объявил, что начинает контрольные закупки в магазинах и ресторанах, которые отказываются принимать карты. Проверки будут проходить методом тайного покупателя. У регулятора уже собрано несколько десятков жалоб по торговым точкам, которые будут проверять в первую очередь. Центробанк не уточняет, какое наказание ждет нарушителей, но сообщает, что организации, которые отказывают в приеме карт, подозревают в незаконном обналичивании средств. О том, как и зачем в России продвигают безналичный расчет, – в сюжете обозревателя «Вестей ФМ» Валерия Емельянова.
К тем, кто не принимает к оплате карты, придут проверяющие из Центробанка. Регулятор запускает принципиально новый для него способ борьбы с наличным оборотом – контрольные закупки через тайного покупателя. Сотрудники ЦБ или нанятые им специалисты будут ходить по точкам (магазинам и ресторанам) и пытаться расплатиться в них картами. Причем ходить будут не вслепую, а именно к тем, на кого есть жалобы со стороны граждан и организаций. Если карты не принимают, нарушителя будут наказывать. Председатель Союза потребителей Петр Шелищ уверен, что это в корне изменит ситуацию с безналичными платежами – разумеется, в лучшую сторону.
ШЕЛИЩ: Наконец, внесены такие дополнения в законодательство, которые наделяют особыми правами органы надзора, чтобы те могли проводить контрольные закупки. Сожалею, что этого давно не было сделано. Но лучше поздно, чем никогда. Это очень эффективный метод.
Интрига в том, насколько страшным будет наказание для продавца или ресторатора, если он попадется на отказе принимать карты. У Центробанка нет полномочий штрафовать или возбуждать дела против нефинансовых организаций. Но там нашли простой выход: они будут действовать совместно с другими ведомствами, у которых такие полномочия есть. Скорее всего, речь идет о налоговой службе и Роспотребнадзоре. Это значит, что тем, кто попадется, грозит штраф до 50 000 за отказ по каждой не принятой карте. А если обнаружится, что предприятие действует давно и использует наличный расчет для сокрытия доходов, то хозяину такой точки грозит до 6 лет лишения свободы. Комментирует председатель совета «Финпотребсоюза» Игорь Костиков.
КОСТИКОВ: Центральный банк будет должен обращаться в налоговую, и та может проводить соответствующие действия. Аналогично с Роспотребнадзором – он сможет выносить решения по своей части в связи с нарушением прав потребителей. А налоговая будет работать по своей части – в вопросе нарушения законодательства нефинансовыми организациями.
Основная цель ЦБ – максимально снизить наличный оборот в экономике. Платежи по картам проще отслеживать, меньше расходов на печать купюр, их транспортировку и защиту от подделки. Да и в целом банкам выгоднее работать по безналу. Рядовые россияне тоже активно переходят на цифровой расчет: количество карт, в том числе виртуальных, каждый год ставит все новые рекорды, и объемы транзакций по ним растут быстрее, чем доходы граждан. Это приводит к тому, что терминалы оплаты сегодня можно встретить даже в тех точках, которые по закону не обязаны их иметь, например, в продуктовых ларьках в парках – просто людям так удобнее, все чаще у них нет с собой наличных.
В тех случаях, когда карты, наоборот, не принимают даже якобы по объективным причинам (аппарат сломался, нет Интернета, «мы только открылись» и прочее) – клиент по закону все равно имеет право заплатить так, как ему выгоднее и удобнее. Если карту не берут и отправляют к банкомату, вы можете с чистой совестью требовать за это скидку, добавляет Петр Шелищ.
ШЕЛИЩ: На практике это дело, конечно, непростое, но законодательство такую возможность дает – потребовать от исполнителя услуги возмещения убытков из-за невыполнения им обязательных требований законодательства. Скажем, ему пришлось снимать деньги с карты в банкомате и при этом уплатить комиссию. Он вправе потребовать, чтобы ему эту комиссию возместили.
Если клиент хочет заплатить картой, потому что банк ему начислит за это кешбэк или какие-то баллы, то действует аналогичное правило: это – упущенная выгода, и продавец не имеет права вас ее лишать. Можно потребовать у него компенсацию за то, что он не дает заплатить безналом. Правда, в суде такие дела лучше не решать: долго, дорого и оно того не стоит. Эксперты советуют пригрозить продавцу жалобой в Роспотребнадзор, налоговую или тот же Центробанк. Владельцу торговой точки будет дешевле уступить клиенту, чем потом платить штрафы, пени и тем более разбираться с уголовной статьей.