Картинка

Авторские материалы Никогда не говори «да»: как не стать жертвой телефонных мошенников

27 мая 2019, 13:00

Персоны

Мошенники обзванивают людей и записывают их голоса. В России участились случаи использования «биометрической» схемы обмана – когда жертву вынуждают сказать несколько слов, а затем пугают, что используют эту запись в качестве голосового пароля в банках или онлайн-магазинах. Мнения экспертов: не стоит поддаваться на эту уловку. Использовать запись для доступа к деньгам практически нереально. По крайней мере пока нереально. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.

Как правило, они звонят на домашние номера. Чтобы вы взяли трубку и успели сказать хотя бы пару слов. Обычно задают всего один простой вопрос, например: «Это квартира?», а потом кладут трубку. Еще один ходовой вариант вопроса: «Вам меня хорошо слышно?» – затем также кладут трубку. Так могут звонить по нескольку раз в течение дня. В последнее время в регионах участились подобные обзвоны, и люди в недоумении ищут информацию в Интернете, пытаясь понять, что это вообще было. Ведь звонящие не проводят никаких опросов, ничего не рекламируют и не продают. Ответ можно найти в постах тех людей, которым мошенники дозвонились спустя какое-то время. Жертвам говорят, что записали голос, и используют его для взлома банковских счетов, если срочно не перевести им деньги. Тут, как и всегда в разговоре с мошенниками, нужно сохранять самообладание, говорит руководитель кластера электронной коммерции РАЭК Иван Кургузов.

КУРГУЗОВ: Это, конечно, шантаж и развод. Что бы ни похитили у вас злоумышленники, гораздо быстрее и проще сменить пароли, будь то обычная двухфакторная аутентификация или даже голосовой пароль. Если пытаются развести, нужно однозначно отказываться и менять средство аутентификации.

Другими словами, если доступ к вашим счетам включается через голос, то даже в этом случае есть время менять настройки или заблокировать счета. Причем не знать о том, что ваши счета и карты управляются с голоса, невозможно. Эта опция подключается только добровольно. Для этого нужно сходить в специально оборудованный офис банка и сдать там биометрические данные. Не только голос, но и объемный снимок лица, глаз, отпечатков пальцев. На всю Россию тех, кто прошел подобную процедуру, – всего несколько тысяч человек. Только им стоит беспокоиться о сохранности своих голосовых слепков.

Впрочем, пока что основная проблема с биометрией не в том, что ее могут похитить, а в том, что ее практически негде использовать. Распознавание голоса работает по звонку в некоторых банках и онлайн-магазинах, например, можно отвечать роботу, чтобы быстрее двигаться по меню. Но подтвердить перевод денег или покупку – до такого технологии еще не дошли, добавляет Иван Кургузов.

КУРГУЗОВ: Эти технологии достаточно давно разрабатываются. Они включают в себя распознавание голоса и Face ID, используемые в смартфонах. Они используются отчасти для аутентификации, но на данный момент в электронной коммерции эти технологии не имеют широкого применения, и не понятно, будут ли иметь. Хотя соответствующие технологии все есть.

Эксперты говорят, что в ближайшем будущем мошенники не смогут более или менее качественно делать слепки голоса. По телефонной линии это сделать в принципе невозможно – как невозможно, например, сделать хороший 3D-снимок лица человека, идущего по улице. Впрочем, это не означает, что однажды они не научатся подделывать биометрию. Существуют программы, которые достаточно хорошо воспроизводят живую речь любого человека, в том числе его интонацию, тембр и характерное звучание. Банки об этом знают, и, собственно, поэтому никогда не откроют полный доступ к счетам по одному лишь голосу, рассуждает Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

МАРИНИЧЕВ: Одно из свойств биометрии, например, того же голоса, – он не может использоваться как единственный способ доступа к счетам или какой-либо системе. Только комбинация нескольких методов позволяет однозначно идентифицировать человека. Поэтому говорить, что все управление будет с голоса – это утопия. Но вот что голос будет использоваться в качестве дополнительного средства идентификации – это да. Но он точно не будет основным и единственным.

Чтобы реже общаться с мошенниками и спамерами, эксперты советуют пользоваться специальными фильтрами. На стационарный телефон его сложно поставить – нужен идентификатор номеров, а вот на мобильном такие программы работают хорошо. Они сразу определяют подменные номера, с которым звонят банки, псевдоюристы, продавцы тарифов и прочие назойливые персонажи, и таким образом все номера перестают быть незнакомыми. Если даже звонящего нет в вашей электронной книжке, приложение подскажет, кто это, из какой компании, и если это мошенник – то предупредит красной надписью на экране.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация