Авторские материалы Дорого, старо и неудобно: крупнейшая сеть гипермаркетов уйдёт из России?
Персоны
СМИ сообщают о проблемах у «Ашана» в России. По их данным, уже уволились 5 000 человек из 40-тысячного штата компании, выручка упала почти на 10%, закрыты 30 магазинов. Причины – долги перед арендодателями и общее падение продаж. По данным источников, «Ашан» даже может уйти из нашей страны. Впрочем, сам ретейлер эти слухи опровергает. О проблемах у самой популярной в России розничной сети гипермаркетов – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Именно «Ашан» привнёс в Россию новый формат торговли, став перым гипермаркетом. И больше всех в этом формате преуспел. Собственно, для москвичей в какой-то момент фраза «съездить в магазин» означала именно «отовариться в «Ашане». Да и до сих пор множество жителей столицы, а также и других городов отдают предпочтение торговой сети с красным воробьём на логотипе.
Но что-то в бизнесе французского ретейлера пошло не так. В его офисы зачастили арендодатели, на чьих площадях базируется гипермаркет. СМИ пишут о задержках арендных платежей со стороны ретейлера. Так, один из крупнейших торговых центров Москвы «Авиапарк» пытается получить с «Ашана» 110 миллионов рублей долга. А в апреле в арбитражный суд Московской области поступил иск оператора самарского ТЦ «Московский» на сумму аж в 2,5 миллиарда рублей. Рассмотрение дела отложено до 5 июня. К этому времени «Ашан» должен представить аргументы в свою защиту.
Проблемы у розничной сети есть, считают многие аналитики рынка. Виной тому – общий спад продаж в стране: всем сетям сейчас непросто. К тому же начинал гипермаркет с лозунга «Удар по ценам», а потом стал работать в другом, более высоком ценовом диапазоне. Но народ всё равно его воспринимает как дискаунтер. А покупателям хочется уже более высокого уровня сервиса. И потому они обращают внимание на другие сети гипермаркетов, появившиеся за последние годы.
Но главная проблема – в самом формате торговли в супербольших, но отдаленных ТЦ. Такой формат больше подходит американским реалиям: раз в неделю, а то и в две, съездить за десятки километров в торговый центр на большом пикапе и загрузить его под завязку продуктами. И всё – на неделю-две о покупках забыли. До недавних пор такая тактика потребления была популярна и у нас. Но сейчас всё большую популярность приобретают – точнее, возвращают себе – "магазины у дома", отмечает эксперт по розничной торговле компании Retail Training Group Елена Комкова.
КОМКОВА: Больше стало "магазинов у дома", и стали развиваться дискаунтеры с более доступным ассортиментом типа «Пятерочки», «Магнита». И на этом фоне, скажем так, та новизна и то изобилие, которые предлагали гипермаркеты, которые представлял «Ашан» долгое время, отчасти ушли на второй план.
Ассортимент в "магазинах у дома", конечно, победнее, нежели в «Ашане», но с ежедневными невзыскательными потребностями горожан вполне справляется. Ехать куда-то далеко, чтобы купить почти то же и почти по той же цене, смысла особого нет, полагает генеральный директор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас.
НИКИТАС: Людям удобно ходить в "магазин у дома", потому что их жизнь часто устроена в двух локациях – это работа и дом. Дом находится часто в спальном районе, где нет большой сопутствующей инфраструктуры. А, к сожалению, наши дороги не выдерживают того количества машин, которое появляется у населения. И гораздо проще сходить в магазин в радиусе полукилометра, чем искать крупный супермаркет, из которого потом везти товар к себе домой.
Но даже тот эксклюзив, что манил покупателей в крупные гипермаркеты – например, собственная выпечка и кулинария – уже перестал быть таковым, добавляет Денис Никитас.
НИКИТАС: Самым ярким примером является даже не столько рост магазинов, а рост пекарен. Наверняка все радиослушатели замечали, что у нас очень много появляется пекарен, что удобно. И людям часто хочется свежего продукта. Кроме того, в дополнение к росту вот этих "пекарен возле дома" растут и магазинчики, которые продают экотовары. Это актуально не только для крупных городов – Москвы и Петербурга, но и для областных центров. Люди хотят питаться той продукцией, которая выращена у них на территории. И, безусловно, проблемы, которые возникают у крупных сетей, скорее всего, связаны именно с этим.
Некоторые инсайдеры заговорили даже об уходе «Ашана» из России (как он ушел из Италии и Вьетнама). Но наша страна для этого ретейлера по важности – на втором месте после Франции. А потому за такой лояльный рынок будут держаться. В руководстве самого ретейлера также успокоили: прекращать бизнес в России не планируется.